Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2000

НОВОСТИ

Липецк

25 октября 2000 года Областной центр психолого-педагогической
и социальной помощи детям и подросткам провел обучающий
семинар для психологов области по теме «Организация работы психологов
по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей»

В работе семинара приняли участие преподаватели вузов, врачи, специалисты негосударственных образовательных учреждений, музыкальных школ города, работники областной юношеской библиотеки, директора районных центров психолого-педагогической и социальной помощи (ППСП) детям и подросткам и психологи образовательных учреждений области.
Открыл семинар заместитель председателя Департамента образования и науки администрации Липецкой области С.Н. Косарев. Он проинформировал об обстановке, сложившейся в области c обучением одаренных детей. С докладом «Проблема одаренности детей и современность» выступил профессор, директор Межвузовского центра Министерства образования РФ по проблемам валеологического образования Э.Н. Вайнер.
Были затронуты актуальные вопросы сохранения психофизического здоровья одаренных учащихся. Большой интерес вызвало выступление педагога-психолога Областного центра ППСП Н.В. Стебеневой. Она говорила об организации обучения одаренных детей в условиях детского сада и школы.
На семинаре речь также шла о работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы, центра ППСП, дошкольного образовательного учреждения.
В помощь педагогам-психологам специалисты Областного центра ППСП разработали методические рекомендации по сопровождению одаренных детей. Психологи теперь знают, как распознать одаренного ребенка, какую работу вести с родителями, учителями, с ним самим.
Участники семинара отметили своевременность и важность поднятых вопросов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей в условиях районных центров и образовательных учреждений области.

А. КУЗНЕЦОВА,
директор Областного центра
психолого-педагогической,
социальной помощи
детям и подросткам,
г. Липецк

Ростов-на-Дону

23—24 сентября здесь состоялась
ежегодная научно-практическая конференция
«Области применения гештальта»

В первых числах сентября я получила приглашение факультета психологии Ростовского государственного университета (РГУ) и Южно-российского гештальт-центра на ежегодную научно-практическую конференцию «Области применения гештальта». Сразу решила, что пойду. Тут же пометила «галочками» те воркшопы, на которых хотелось бы побывать обязательно. И, опережая события, могу сказать, что программу свою я почти выполнила.
Но... все по порядку.
23 сентября в 10.00 конференц-зал психологического факультета РГУ был полон, некоторым участникам даже пришлось стоять. Людей было раза в три больше, чем на прошлогодней конференции. Я сразу же взглядом отыскала коллег, с которыми обучалась гештальт-теории на I и II ступени. Успела до начала перекинуться с ними парой-тройкой фраз. Очень приятно было видеть Любу Бойко, Иру Лунину, Анаит Вольваченко, Олю Аханову, Аню Астахову и других.
На первой конференции, которая состоялась в прошлом году, география присутствующих ограничивалась тремя городами: Ростовом-на-Дону, Таганрогом и Москвой. Сейчас же к этой славной троице присоединились Минск, Ставрополь, Краснодар и Санкт-Петербург.
На первый день было заявлено четыре воркшопа. Все интересные, но я для начала решила пойти на «Посмотри сон до конца», так как ко мне самой часто приходят на терапию люди с различными нарушениями сна. Но, посидев пять минут и послушав психиатра В. Лимонцева (Ростов-на-Дону), поняла, что это ликбез для тех, кто еще о гештальте почти ничего не знает.
Быстренько перешла в другую аудиторию на воркшоп психиатра С. Выгонского (Ростов-на-Дону) с весьма интригующим названием «Символический гештальт и Public Relations». Там я продержалась целый час, но затем, описав происходящее в частушке, ушла.

Приходите, посмотрите,
Обо мне поговорите!
Резво бросил первый шар
Замечательный пиар.

Впрочем, и сам С. Выгонский не скрывал, что данный воркшоп для него не более чем самопрезентация.
Во второй половине дня я довольно решительно направилась в группу Марины Абрамовой — содиректора Южно-российского гештальт-центра — на «поиск жизненного стиля». Там я поработала в кругу в качестве клиента. Этого как раз и хотелось. У нас в Тацинской нет сертифицированных терапевтов, поэтому пришлось ловить момент.
Затем в конце дня неподражаемый Нифонт Долгополов провел «по просьбе трудящихся» демонстрационный сеанс. И было это здорово.
На другой день, с утра, была у Константина Королева (Минск, БГУ) на теме «Моя судьба». Опять «вылезла» клиентом. После этого чувствовала себя немного «не от мира сего». Все-таки два сеанса за два дня непросто выдержать.
Во второй половине второго дня, уже слегка уставшая, пыталась активно поработать и у Ильи Бреймана на «Применении схемы цикла контакта в деловых играх». У некоторых господ-товарищей при сем были мобильники, и последние иногда начинали пищать в самый интересный момент. Я смогла представить, как чувствуют себя актеры в московских театрах, когда во время спектакля происходит подобное...
Как и все хорошее, это собрание быстро подошло к концу. Общий настрой при прощании был довольно оптимистичным.
Н. Долгополов, недавно приехавший из Австралии с тамошней конференции по гештальту, сказал, что, пожалуй, прошедшая в Ростове-на-Дону конференция войдет в «золотой фонд» подобных мероприятий.
В организации этого форума (на котором было 16 различных воркшопов) активно участвовали Марина Мясникова, Марина Абрамова, Влада Пищук и Лариса Гейденрих. И получилось у них, честное слово, неплохо.

Светлана СТЕБЛЕНКО,
психолог Тацинского ДОУ № 1
«Колокольчик»,
хутор Араканцев, Ростовская область

Санкт-Петербург

1—2 ноября 2000 года здесь прошла Пятая Всероссийская
конференция «Практическая психология в школе (цели и средства)»

На этот раз ее учредителями выступили Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (психолого-педагогический факультет) и Институт практической психологии «Иматон».
Получилось на удивление интересно. Это была одна из самых нескучных конференций за последнее время. Конечно, нельзя сказать, что с трибун прозвучали какие-то откровения или судьбоносные предложения. Скорее это была короткая остановка на пути с целью свериться друг с другом. Минимум официоза, максимум общения. Может быть, так и надо?

Наши старые знакомые
из Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
(см. репортаж о выставке «Школа—2000» в «Школьном психологе», №20, 2000 г.)
ехали на конференцию семь дней
в одну сторону

Организаторам удалось собрать почти двести участников из разных городов и даже стран (Украина, Белоруссия, Латвия). При этом у конференции не было какого-либо официального статуса, поскольку ни Минобразование России, ни питерские органы управления образованием не вошли в число организаторов. Естественно, возникает крамольный вопрос: а может, это к лучшему?
Конференция открылась пленарным заседанием в удивительно красивом зале университета. Русские ученые во главе с самим Ломоносовым благосклонно взирали с портретов на стенах. Под их требовательным взором докладчики не позволяли себе излишних длиннот и настроили зал на деловой лад. Тон пленарному заседанию и всей конференции задал доклад «Психологическая служба в образовании» декана психолого-педагогического факультета РГПУ Виктора Семикина (интервью с ним читайте на
с. 14). Заведующий кафедрой психологии человека РГПУ Владимир Панферов познакомил аудиторию со своим взглядом на теоретические основы практической психологии. Выступивший вслед за ним Виталий Кантор описал проблемы психологической и педагогической коррекции в школе. А заведующий кафедрой клинической психологии РГПУ Виктора Ананьева посвятил свое увлекательное выступление презентации новой профессии — клинического психолога.
Всегда много народу было на секционных заседаниях. Их за два дня состоялось четыре: «Проблемы и перспективы школьной психодиагностики», «Психологическая помощь детям с проблемами поведения и развития», «Модели психологической службы в образовании», «Психологическое сопровождение образовательного процесса».
Не менее активно наболевшее обсуждалось на «круглых столах»: «Психологическое консультирование в образовании», «Актуальные проблемы школьной психологии», «Профилактика зависимостей» и «Адаптация, повышение квалификации и профессиональная карьера психолога в образовании».
Завершилось все мажорным аккордом заключительного заседания. Обычно до этого этапа конференции «доживают» два десятка самых стойких. Здесь пришлось даже подыскивать специальное помещение: столько было желающих. Организаторы справились с этим непредвиденным обстоятельством быстро и незаметно для участников. Впрочем, вся организация была на высоте, придраться не к чему даже при желании.
Но и желания такого нет. Пообщаться вживую со своими коллегами — редкое удовольствие в наше время. Уже ради этого стоило приехать в Питер. А информация, полученная из докладов, стала своеобразным дополнительным призом за активность.

Марк САРТАН
Институт практической
психологии «Иматон»,
г. Санкт-Петербург
Тел.: (812) 327-5757, 327-5777
E-mail: ippi@imaton.spb.su