Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №45/2000

НЕКРУГЛАЯ ДАТА

ПСИХОЛОГИЯ И ФАНТАСТИКА.
СМЕШЕНИЕ ЖАНРОВ

6 декабря 1966 года — знаменательная дата, отмеченная в историческом календаре, который публикует в Интернете Американская психологическая ассоциация. В этот день Лафайет Рон Хаббард запатентовал уникальное изобретение — «прибор для обнаружения и измерения колебаний сопротивления живого организма». Тем самым была предпринята попытка придать научный характер творческим исканиям Хаббарда, воплотившимся в изощренную систему духовного совершенствования — дианетику.

Многие авторитетные психологи, среди которых, например, Эрих Фромм, еще много лет назад высказали свое не просто скептическое, но однозначно негативное отношение как к теории Хаббарда, так и к основанной на ней практике. Тем не менее дианетика благополучно существует по сей день и находит тысячи приверженцев по всему миру, а с недавнего времени и в нашей стране. Пускай профессиональные психологи не признают Хаббарда коллегой, зато «просвещенный» обыватель числит его величайшим психологом (наравне с Дейлом Карнеги и Карлосом Кастанедой).

На ХIII Международной книжной выставке-ярмарке в Москве хаббардовским издательством «Нью Эра» была развернута целая выставка, посвященная отцу-основателю. Респектабельное «Книжное обозрение» опубликовало об этой выставке восторженный отчет — судя по всему, самим издательством составленный и им же оплаченный. Среди отзывов посетителей — мнение академика Доморацкого, полагающего, что методикам Хаббарда необходимо обучать в школах и вузах.

Характерно, что панегирик Хаббарду (впрочем, наряду с вполне объяснимым скепсисом конкурента) можно встретить в писаниях звезды отечественной поп-психологии Николая Козлова. Ведь оба они — и давно почивший Хаббард, и процветающий Козлов — стремятся к одной цели. Это духовное совершенствование посредством экзотических психотехник. Самое интересное, что кое-кому из их последователей (если не принимать во внимание окончательно спятивших) действительно удается осуществить позитивные шаги на пути личностного роста. Так что дианетику, как явление весьма масштабное и впечатляющее, игнорировать просто нельзя. Вот только психологу, чье профессиональное мировоззрение (хочется надеяться) отличается от обывательского, необходимо составить объективное представление об этой популярной системе. А для этого — в первую очередь отдать себе отчет, что это система не научная, а скорее научно-фантастическая.

Рон Хаббард нашел наиболее органичное применение своим талантам в области научной фантастики. На этой ниве он снискал немалый успех и сумел встать в один ряд с корифеями этого жанра — Азимовым, Саймаком, Бредбери. Еще до этого он прославился как отважный путешественник, намеренно ставивший себя в экстремальные условия. Вне сомнения, это была яркая, выдающаяся личность, которую даже по строгим критериям Маслоу следует отнести к самоактуализирующимся.

Хаббарду оказалось мало лавров беллетриста и «экстремала». Он возмечтал о славе вероучителя, создателя новой идеологии, или, если угодно, религии, которая изменит духовную картину мира. И, надо признать, изрядно преуспел в стремлении к этой цели. Сегодня его труды переведены на 52 языка, изданы суммарным тиражом в 140 миллионов экземпляров.

В сущности, теория Хаббарда не представляет собой ничего оригинального, а является своеобразной импровизацией на тему древних эзотерических учений. В ее основе лежит идея перевоплощения, реинкарнации, которая во множестве вариаций развивалась мистиками разных эпох и народов.

Существует ряд мистических учений, которые признают вечное существование путем перевоплощения в различные телесные оболочки. Важно, что каждое очередное воплощение не проходит бесследно для духовной сущности. Такова, например, доктрина индуизма, существующая уже тысячи лет. Дианетика по своей сути представляет ее усовершенствованный, осовремененный слепок.

Согласно теории Хаббарда, каждый из нас, еще до того как появился на свет, уже прожил много жизней в самых разных ипостасях. Воспоминания об этом в сознании не сохранились, однако на самых глубинных уровнях бессознательного жива смутная память о некоторых острых, тяжелых, травматических переживаниях прошлых жизней. Именно ощущение страдания, боли оставляет на нашей духовной сущности неизгладимый след. А боль, по мнению Хаббарда, испытывают все живые организмы, даже растения (изобретенный им прибор и был призван фиксировать болевую чувствительность растений).

Мы не отдаем себе отчета, что именно этот аффективный след мешает нашему полнокровному существованию в нынешней жизни. В таких случаях Фрейд призывал «поставить Я на место Оно». Хаббард и в этом не оригинален. Чтобы избавиться от мучительных клейм — так называемых инграмм, необходимо воспроизвести забытый опыт, осознать его и тем самым снять его негативный эффект. На это направлена соответствующая процедура — одитинг, которую проходит жаждущий освобождения — кейс. По завершении процедуры он становится клиром, то есть личностью, освободившейся от своего прошлого. Занятие, по мнению многих предававшихся ему, весьма увлекательное. Более того, нельзя не признать, что в ряде случаев оно имеет определенный психотерапевтический эффект. Но иногда, правда, приводит и к трагическим последствиям.

Для непредвзятого взора совершенно очевидно, что данная теория — не более чем плод богатого воображения талантливого фантаста. Любые якобы научные аргументы в ее пользу не выдерживают проверки с помощью подлинно научной методологии. Фактически перед нами еще одна разновидность мистического учения, в которое можно только верить или не верить, — научной верификации оно не подлежит. На этом основании его можно было бы признать псевдорелигиозной ересью и антинаучным вздором, который только засоряет мозги обывателя (а обывателем можно оставаться даже с академическим титулом). Так, кстати, и поступили власти ряда государств, где деятельность последователей Хаббарда была законодательно запрещена.

В России же все иначе. На нашей благодатной почве буйно цветут любые сорняки. Например, огромными тиражами издаются «труды» похотливого мистика Ошо, а проповеди маньяка Асахары передавались по государственному телевидению. Случай с дианетикой не так однозначен. Разумеется, на почве освобождения от инграмм можно по-настоящему свихнуться.

Попытка пережить в состоянии, близком к трансовому, опыт «прежней жизни», судя по всему, является на самом деле одной из форм самораскрытия, высвобождения нереализованных сторон своей натуры. А такие стороны, очевидно, существуют, однако объяснения требуют не мистического, а рационального. Следует, вероятно, признать и тот факт, что некоторые давние, а ныне ставшие безотчетными переживания оказывают на нашу судьбу известное влияние, и попытка в них разобраться может иметь положительный эффект. Вот только переживания это, скорее всего, прижизненные, и берновский сценарный анализ тут куда эффективнее. То есть проблематика дианетики — вполне психологическая. И психологам тут есть над чем подумать и поработать.

А фантастов к этой работе лучше не привлекать.

Сергей СТЕПАНОВ