Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №46/2000

ИГРОТЕКА

ЭКЗАМЕН ДЛЯ ВСЕХ

Сюжетно-ролевая игра «Экзамен» представляет собой сложное многоплановое игровое взаимодействие участников, в ходе которого отрабатываются важные коммуникативные и рефлексивные навыки: умение слушать и слышать, устанавливать эффективные позиционные отношения, анализировать свое поведение сквозь призму реакций участников, разрешать противоречия интересов и многое другое.
Этой игрой целесообразно завершать содержательную часть коммуникативного тренинга.
В основе игры лежит объективный конфликт. Цель — довести ситуацию до логического завершения с учетом интересов выбранного персонажа.
В игре четыре действующих лица, однако методически ситуацию можно проработать таким образом, чтобы задействовать всю группу.
Персонажи: студент, ассистент, доцент, профессор — заведующий кафедрой.

ОБЩАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Студент учится на втором курсе института электроники. Все экзамены он всегда сдавал легко и только на «отлично», активно участвовал в общественной жизни, пользуется уважением в студенческой группе.
Всем известно, что родители студента — крупные специалисты в области электроники.
В весеннюю сессию студент сдал философию и математику на «отлично», а по курсу «Теоретические основы электротехники» неожиданно получил «удовлетворительно». Но еще хуже сложилось положение с экзаменом по курсу «Физика твердого тела», который он сдавал ассистенту, проводившему семинары в их группе. На экзамене студент вел себя крайне неуверенно, отвечал откровенно плохо, и это при том, что в течение семестра он не пропускал занятий, выполнял все практические задания. На экзамене ассистент отнесся к студенту доброжелательно, однако все усилия «вытянуть» его ответ хотя бы на удовлетворительную оценку к успеху не привели. Та же самая история повторилась на пересдаче, когда студент сдавал экзамен доценту, читавшему лекции этому курсу. Оба раза студент быстро уходил домой, ничего не объясняя однокурсникам.
И вот наступил день последней пересдачи. На этот раз экзамен принимает комиссия. В институте принято следующее правило (которое всегда строго выполняется): если студент не сдает экзамен и в третий раз, он отчисляется.
Действие происходит в кабинете заведующего кафедрой. Ему дается право определять ход событий: приглашать участников игры к себе в кабинет по одному или в любом сочетании.
Материал, на основе которого проходит экзамен, может быть самым произвольным. Важно только, чтобы было ясно, правильно отвечает студент или нет.
Игра считается законченной, когда в экзаменационной ведомости проставлена оценка и все члены комиссии поставили свои подписи.
В ходе игры могут возникать противоречия. Если подробности, вводимые участниками, не противоречат основным характеристикам ситуации и выглядят правдоподобно, они допустимы. Ведите себя «по-джентльменски»: подыгрывайте партнеру, не ловите его на этих противоречиях.

Далее ведущий просит участников группы определиться с выбором роли. Важно, чтобы в результате на каждый персонаж было по 2—3 исполнителя.
Затем каждая группа «исполнителей» одной роли получает письменную инструкцию (которая сохраняется в тайне от других групп). В ней раскрываются некоторые важные моменты, связанные с восприятием данной ситуации их персонажем.
Группы обсуждают их и решают следующие важные задачи: кто будет играть первым, кто станет дублером и как будет действовать выбранный игрок.
Ведущий также сообщает, что по ходу игры любой персонаж (или его «группа поддержки») может запросить «тайм-аут» для уточнения стратегии. Игрок может быть заменен дублером или любым другим членом команды.

ИНСТРУКЦИЯ ПРОФЕССОРУ

После окончания весенней сессии вы узнали, что экзамен по курсу «Физика твердого тела» не сдал только один студент второго курса. Вы поговорили с преподавателями (ассистентом и доцентом), которым студент дважды пытался сдать экзамен, и с удивлением узнали, что этот студент — сын крупных специалистов в области электроники и до этой сессии учился только на «отлично». Преподаватели сообщили также, что студент исправно посещал занятия и хорошо выполнял контрольные работы.
Перед экзаменом они не сомневались, что он получит высокую оценку. Однако и на экзамене, и на первой пересдаче студент обнаружил полное незнание предмета. Его поведение вызвало крайнее недоумение, он был как бы сам не свой. Все усилия помочь студенту ни к чему не привели.
Вы назначили день экзамена, а вам домой позвонил ректор и доверительно сообщил, что разговаривал с отцом студента, который рассказал о трудностях своего сына с физикой. Родители считают, что парень переутомился, у него легкое нервное расстройство.
Ректор попросил вас внимательно отнестись к студенту и постараться поставить ему положительную оценку. Причем сделать это надо как можно более корректно: парень отличается честностью и принципиальностью.
Сейчас вы будете принимать у студента экзамен вместе с доцентом и ассистентом. Продумайте цели и тактику вашего поведения.

ИНСТРУКЦИЯ АССИСТЕНТУ

Вы вели занятия в учебной группе, в которой обучается студент. Лично вам парень симпатичен, и поэтому его поведение на экзамене вас удивило и огорчило.
Вы склоняетесь к мысли, что всему виной какие-то события на «амурном фронте», ведь и вы в студенческие годы чуть не провалили одну из сессий, влюбившись в сокурсницу. Однако никаких фактов, подтверждающих это предположение, у вас нет.

ИНСТРУКЦИЯ ДОЦЕНТУ

Вы читали курс лекций на потоке, где обучается студент. Ничем особенным он, на ваш взгляд, от остальных не отличается. Вы считаете, что молодой человек просто «с жиру бесится», избалован донельзя родителями и эта встряска пойдет ему только на пользу. Однако вы не сторонник крайних мер и полагаете, что серьезный разговор, который мог бы провести со студентом заведующий кафедрой, снимет проблему. В то же время вы не склонны поддаваться «сантиментам» и намерены вести себя «по правилам» и, если студент будет отвечать на последней переэкзаменовке столь же плохо, как и раньше, вы поставите ему неудовлетворительную оценку.

ИНСТРУКЦИЯ СТУДЕНТУ

Вы — студент второго курса института электроники. Лет пять назад ректор вашего института был заместителем вашего отца, но их добрые деловые отношения сохранились по сей день. Родители всегда хотели, чтобы сын продолжил их дело. Сначала вы искренне поддерживали их планы, но в выпускном классе школы у вас появился сильный и устойчивый интерес к медицине. Однако родители отнеслись к этому как к несерьезному увлечению, которое «пройдет». По их настоянию вы поступили в институт электроники.
К концу второго курса вы окончательно осознали, что ваше призвание — медицина, и решили уйти из института. Но для того чтобы не расстраивать родителей, вы решили симулировать неспособность учиться и провалить предпоследний экзамен. Однако, несмотря на более чем слабый ответ, вам поставили «удовлетворительно».
Теперь последняя надежда на экзамен по «Физике твердого тела». Вы ожидаете, что комиссия попытается выставить вам положительную оценку, но это не входит в ваши планы. Объяснять комиссии причины, по которым вам надо получить «неудовлетворительно», вы тоже не собираетесь.
Дома знают о ваших «неудачах», переживают, и вы делаете вид, что тоже переживаете, усиленно готовясь к экзамену. Вместе с тем вы уже не раз жаловались родителям, что не способны понять эту науку и, вероятнее всего, и в третий раз провалитесь.

Ведущий дает всем группам время, для того чтобы продумать линию поведения в игре. Группа «профессоров» готовит игровое пространство: обустраивает свой кабинет, где будет разворачиваться действие.
Время игры не ограничивается. В среднем само действие длится от тридцати минут до полутора часов, столько же, если не больше, занимает обсуждение.
Как правило, наибольшая игровая нагрузка падает на профессора и студента, но и оставшиеся персонажи вносят в игру важные содержательные и эмоциональные моменты.
Профессор определяет этапы игры. Иногда накануне экзамена проводятся предварительные переговоры с преподавателями и студентом, иногда действие начинается сразу с экзамена.
Характер игры во многом зависит от того, какие позиции займут участники. Как правило, если они придерживаются ролевой позиции (а так чаще всего и бывает), игра разворачивается как жесткое конфронтационное действие.
Для эффективного решения проблемы участникам (для начала хотя бы профессору) необходимо выйти в иное пространство взаимодействия — межличностное, диалогическое, в котором могут быть применены все те навыки, которые получили участники в предыдущие дни тренинговой работы.
В конце игры проводится обсуждение. Сначала проходит отреагирование эмоций. Участникам необходимо выслушать «тайные» инструкции, которые давались каждому персонажу, а также дать друг другу обратную связь по поводу исполняемых ролей. После этого можно переходить к обсуждению психологических позиций, которые занимали участники игры; стратегий конфликтного поведения, которые они применяли; эффективности приемов активного слушания и т.д.

Сценарий игры разработан преподавателем Московского института радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА) Ю.Н. Миртовым. Инструкции даны по книге Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской и П.В. Растянникова «Диагностика и развитие компетентности в общении». Киров: ЭНИОМ, 1991.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук