Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №47/2000

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

СВОБОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Окончание. Начало см. в № 46, 2000г.

ИГРА-ДРАМА

Третий вид игровой деятельности, который может успешно применяться психологом в школе, — это игры-драмы. За содержанием, коллизиями сюжета и изысками антуража любой игры-драмы стоит необходимость самоопределения каждого участника в конкретной игровой ситуации.
Игровой выбор и самоопределение всегда предполагают (очевидно или завуалированно) и ценностно-смысловое самоопределение. Как только участник решает для себя: «Я выбираю такой-то путь», он окунается в ситуацию символического проживания этого пути. Ему видны воочию все потери, обретения и последствия выбора.
Многие игры-драмы, разработанные нами, этим и ограничиваются. Но некоторые идут дальше. Важно не только уметь делать выбор, но и уметь строить свою жизнь в контексте сделанного выбора: ставить цели, организовывать деятельность, устанавливать отношения с другими людьми. То есть игра-драма может быть ориентирована на решение еще одной психологической задачи, которая для участников озвучивается приблизительно так: «Теперь, когда ты сделал свой выбор, как ты будешь строить свою жизнь?»
Квинтэссенция игры-драмы — ситуация совершения выбора. Участником игры выбор будет переживаться как сугубо личностный в том случае, если он глубоко погрузился в игровую ситуацию, вжился в нее и в свою роль.
Поэтому значительная часть игрового времени уходит на то, чтобы «вживить» участников в их роли и ситуацию. Для этого применяются разнообразные приемы.
Хорошо помогает внешний антураж: элементы костюмов, оформление помещения, световые и музыкальные эффекты. Погружению в игру способствует присвоение участникам каких-то сюжетных статусов, ролей, имен. Неплохой эффект дают психодраматические методики, гештальт-техники, медитативные приемы.
Участники должны позволить себе выйти из привычных состояний и ролей, освободить свои психические ресурсы для разговора с самими собой.
Но здесь возникает проблема, о которой мы уже говорили в первой части статьи: далеко не все психологические техники подходят для игр. В игре господствует Его величество сюжет, он очень капризен, постоянно требует внимания к себе и не терпит длительных и дальних отступлений. Практически невозможно остановить действие, что-то обсудить и благополучно вернуться в игровое пространство. Как правило, последнее к этому моменту уже не существует.
В играх-драмах есть возможность регулировать как глубину личностного погружения участников в процесс, так и степень близости отношений между ними. Усиливая игровой компонент, ведущий защищает детей от переживаний: у них появляется возможность прикрыться ролью (я так действую по инструкции, а не потому что я сам такой).
В зависимости от решаемых задач ведущий может обострять или смягчать межличностные отношения между участниками. Чем четче инструкции и чем бо’льшая роль в развитии игровых событий принадлежит ведущему, тем более поверхностными становятся отношения между игроками. И наоборот, отстранясь от управления событиями, давая участникам свободу действий, ведущий способствует развитию отношений в игровой группе.
Приведу пример из игры «Спасатели». Проигрывая ее на семинаре с группой психологов, мы поставили перед собой цель усилить «отношенческий аспект» игры.
Для этого было предпринято следующее.
Мы особым образом организовали пространство космического корабля: обнесли веревкой небольшой участок зала, поставили внутрь некоторое количество стульев и скамеек (кучей, беспорядочно) и предложили экипажу корабля устроиться с максимальными удобствами. В результате места хватило всем, но жизненное пространство каждого было весьма незначительным, что само по себе способствовало групповой динамике. Кроме того, мы практически не ограничивали группу во времени при принятии решений, кроме ситуаций запланированного цейтнота.
Игры-драмы — это, несомненно, самый сложный и ответственный вид игр из всех, которые мы сегодня используем. Я знаю, что многих моих коллег и по сей день не оставляют сомнения в целесообразности проведения некоторых вариантов этих игр.
О чем здесь идет речь? Прежде всего, о концовках игр-драм. Нет однозначного ответа на вопрос, должно ли завершение игры вытекать из ее логики или нам надо приводить наши драматизации к светлому и жизнеутверждающему концу? Мы достаточно часто играем «по-честному»: участники пожинают то, что посеяли. Так происходило в «Звездных перекрестках» (не смогли доказать право Земли на самостоятельное развитие — получайте соответствующее решение галактического Совета), в игре «Женский и мужской мир» (одна сторона пожертвовала своими возможностями, а вторая — нет, и тут уж ничего не поделаешь).
Для меня и моих коллег это открытый вопрос, мы над ним думаем. Но даже если его не касаться, проведение драматических игр требует от ведущего определенной личностной и профессиональной готовности (я даже скажу — зрелости).

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Четвертый вид — это деловые игры. Они направлены на решение так называемых инструментальных задач: построение реальной деятельности, достижение конкретных целей, структурирование системы деловых отношений участников.
Деловые игры с детьми обычно имеют несложный сюжет, могут проходить в виде организационного семинара.
Пример первого вида деловых игр — профориентационная игра «Выбор». В ней дети планируют свое ближайшее и отдаленное будущее, но все действие в целом имеет некоторую игровую структуру, которая от этапа к этапу отслеживается ведущими. Сюда же могут быть отнесены так называемые коллективные творческие дела (изобретение отнюдь не психологическое), в которых школьники, играя, планируют и осуществляют реальную общественную деятельность.
Деловые, организационные игры-семинары более сложны для школьников, так как в них нет сюжетной линии, нет заданного извне эмоционального фона отношений. Участники должны быть либо изначально замотивированы на участие в таких действиях, либо эту мотивацию необходимо создавать и поддерживать в процессе семинара.
Я уже делилась опытом проведения деловых игр-семинаров с подростками — членами школьного Совета. В этом случае мотивация имела как внешний, независимый от нас источник (естественно, что в Совет попадают особые дети, с которыми работать легко и радостно), так и активно создавалась нами изнутри, в процессе всего семинара. Каким образом? Во-первых, участникам было интересно заниматься настоящим, серьезным, взрослым делом, разрабатывать содержание и тактику работы Совета. Во-вторых, они постоянно работали в творческих мини-группах, которые создавались по интересам. У ребят была возможность лицезреть реальные результаты своей работы: алгоритм решения конфликтных ситуаций, план мероприятия, постоянные рубрики газеты и т.д. В третьих, они постоянно общались между собой. Наконец, деловые «куски» перемежались в ходе семинара разминочными, игровыми.
Деловые игры в работе с детьми, с моей точки зрения, — это очень перспективное направление. Такие игры учат ребят строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество со сверстниками, вступать в коллегиальные отношения со взрослыми. Особенно ценными представляются мне совместные деловые семинары школьников и взрослых — педагогов, родителей.

ДЕЙСТВО

Наконец, еще один вид игровой работы в школе. Ему трудно придумать название. В одной из своих статей я назвала игры такого рода «психологическим действом».
Собственно, это не игра, а игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое содержание, правила, запланированный результат. Основная цель такого действа — расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений.
Как нельзя лучше для создания такой среды подходит «Психологическая неделя в школе». Но такая роскошь не всем по силам. И ничего страшного. Психологические действа могут быть эпизодичны, внезапны, невелики по охвату участников или длительности существования. Если они даже иногда случаются в школе, это замечательно. Например, «День тайных друзей», «Радуга», «Забор».
Важные особенности действа — ненавязчивость и необычность. Оно не мешает жить тем, кто не хочет его замечать, но окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в него включиться.

Закончить же статью я хочу тем, с чего начинала: предложенная классификация не претендует на законченность и научность. Она обобщает наш сегодняшний опыт. Она помогает нам осмыслить то, что мы уже сделали, и двигаться дальше. Надеюсь, знакомство с ней вам тоже будет полезно.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук