Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2000

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

БРОСАЙТЕ ЯКОРЯ!

Попробуйте задавить в себе вспыхнувший гнев или проглотить горькую обиду — не очень-то получается. Да и последствия такого «задавливания» и «проглатывания» эмоций могут оказаться для организма весьма плачевными — сколько заболеваний имеют корни в «непереваренных» эмоциях!
А ведь и дети часто пытаются держать свои переживания внутри — отсюда в день диктанта, вызывающего ужас у второклассника, у него внезапно происходит скачок температуры едва ли не до запредельных значений, но все признаки ОРЗ исчезают через день-два.
Так что же делать? Выходит, для себя полезней выплеснуть чувства наружу, дабы избавить свой «эмоциональный котел» от кипения и опасности внутреннего взрыва? В принципе, этот выход в самом деле более приемлем. Но вот более ли безопасен? Выраженные в форме внешней агрессии эмоции наверняка больно ударят по людям, находящимся рядом с нами. И они будут вынуждены также совершить выбор: либо ответить нам такой же агрессией (что может опять-таки нанести ущерб нашему здоровью), либо «проглотить» свои негативные переживания, рискуя испортить собственное здоровье.

Следовательно, нужно поискать третий путь избавления от отрицательных эмоций. И такой путь, разумеется, есть: эмоции должны быть выражены, но «мирным» путем, без нанесения эмоциональных ударов по людям. Психологи гуманистического направления дают здесь такие рекомендации:

1) используйте «я-послания», избегая «ты-осуждений», то есть сообщайте о своем чувстве, не обвиняя партнера, а делясь с ним переживанием;
2) осуществляйте «мы-подход», говорите о вашей с партнером («нашей»!) ситуации взаимодействия, предлагайте выход, конструктивное решение возникшей проблемы, но будьте готовы выслушать и принять другой вариант, дайте партнеру свободу выбора;
3) говорите открыто, дружелюбно, искренне; будьте «конгруэнтны» — ваши слова, интонации, жесты, мимика, поза должны находиться в соответствии друг с другом, не быть фальшивыми;
4) выражайте свою эмоцию, отражайте ее, не пытайтесь занять позу всепрощения, если она не отвечает вашим подлинным переживаниям.

Средства «мирного» выражения эмоций в арсенале учителя и школьников, к сожалению, чаще всего очень скудны. Отсюда очевидна необходимость специальной работы по овладению своими переживаниями.
Следует обратить внимание еще на один немаловажный аспект: выражение эмоций агрессивным путем может осуществляться двумя основными способами. Во-первых, как вполне осознанный и намеренный акт, во-вторых, как эмоциональный взрыв потерявшего самообладание человека.
Если агрессивное выражение эмоций осознанно, то человек (учитель или ребенок) так же осознанно может заменить в своем поведении агрессивные действия на действия мирного характера.
Если же мы имеем дело с неконтролируемым эмоциональным взрывом, то эмоциональная регуляция и смена способов выражения чувств могут оказаться более сложными и трудными.
Среди психологов и поныне можно встретить мнение о том, что чувства не подвластны воле, что нельзя по заказу вызвать у себя то или иное чувство. С этим, конечно, трудно согласиться. Можно и нужно управлять своими эмоциями, и не только изменяя или выражая (и тем самым избавляясь от них) отрицательные эмоции, но и вызывая положительные.

Убедительное подтверждение этому может получить каждый, применив такую психотехнику (упражнение «Ресурсное состояние»): в расслабленном состоянии вспомните как можно ярче, во всех деталях и подробностях, а еще лучше — со звуками и запахами ситуацию, в которой вы были очень успешны, когда у вас все получалось как нельзя лучше. Войдите в это состояние, почувствуйте себя вновь в той ситуации. В момент наиболее сильного ощущения крепко сожмите большой и указательный пальцы, создав таким образом «якорь» на состояние успеха.
Повторите это упражнение пять-семь раз. Теперь в нужный момент вы можете произвольно вызвать эмоциональное состояние «радости успеха», всего лишь «бросив якорь» — сжав большой и указательный пальцы.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук