Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №3/2001

ИГРОТЕКА

НАЧНЕМ СО ЗНАКОМСТВА

Как показывают исследования, 96% времени, проведенного учеником в школе, он постигает разнообразные знания, и только 4% учебного времени (а иногда и менее) учителя посвящают социальному развитию детей. Получается, что курс социального взаимодействия дети осваивают на улице. Наверное, отсюда целый список негативных характеристик, свойственных большинству современных детей: низкий уровень самостоятельности, склонность ко лжи, насмешкам, дракам, неуважительное отношение к учителям, немотивированное поведение, безразличие, вялость, отчужденность. И следствие этого — полное отсутствие у детей самоуважения.
Самоуважение, счастливое внутреннее ощущение человеком собственной значимости не появляется у него с момента рождения. Оно вырастает из признания его положительных качеств родителями, учителями и другими взрослыми людьми, из собственных реальных успехов. Но огромную роль в формировании позитивной самооценки у ребенка играют дружеские взаимоотношения со сверстниками, доброжелательный климат в классе.
Существует множество специальных приемов, которые можно назвать играми или ритуалами, помогающими созданию доброй атмосферы в классе. Иногда приходится начинать со знакомства, и лучше, чем читать фамилии по журналу, поиграть в любую из предложенных ниже игр.

«АЗБУКА ИМЕН»

Пригласите детей в круг и предложите встать в алфавитном порядке — по первым буквам их полных имен.

«ДРАЗНИЛКА»

«Дразнилка» поможет закрепить знакомство. Все остаются в кругу. Пусть каждый по очереди называет свое имя и демонстрирует любимый жест, а остальные его «передразнивают», громко выкрикивая названное имя и повторяя жест.
Игру можно усложнить при условии, что играют в нее не более 15 человек: тогда каждый называет имя и показывает жест, а следующий повторяет и прибавляет свое имя и жест. И так далее. Труднее всего придется последнему, потому что ему надо будет назвать все имена и повторить все показанные жесты, но, конечно, ему могут все помогать!

«ПАРОВОЗИК ИМЕН»

Снова все стоят в кругу. Один участник выходит в центр и трижды выкрикивает свое имя, размахивая руками, словно крыльями, и подпрыгивая. Затем игрок подходит к любому, стоящему в кругу, и, повторив свое имя, спрашивает: «Как тебя зовут?» Услышав ответ, снова подпрыгивает, машет руками и трижды выкрикивает названное имя.
Затем тот, кого только что столь экстравагантно представили, встает впереди первого, тот кладет ему руки на плечи, и они паровозиком отправляются знакомиться с остальными.
Диалог повторяется, с той лишь разницей, что все «вагончики» паровозика выкрикивают вновь названное имя вместе. Игра продолжается до тех пор, пока в паровозик не будут включены все игроки.

«МЯЧ»

Эта игра уже не только служит для знакомства, но и учит принимать коллективное решение.
Участники встают в круг и поднимают одну руку над головой. Начать игру может любой ученик. Он бросает мяч любому другому игроку, отчетливо называя свое имя, и опускает руку. Получивший мяч бросает его следующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом стоящему), также называя свое имя, и опускает руку.
Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу (поднятые руки служат сигналом, что игрок еще не получал мяча).
Когда мяч вернется к тому, кто начинал игру, огласите начало следующего раунда: предложите бросать мяч в том же порядке, только называть не свое имя, а имя того, кому бросаете. Обратите внимание, что не все ученики еще запомнили имена друг друга, поэтому нуждаются в подсказке со стороны партнера. Засеките время, за которое мяч обошел всех игроков.
После второго раунда предложите придумать варианты, как можно провести игру быстрее, сохраняя первоначальные правила: мяч в определенной последовательности должен побывать у каждого игрока только один раз. Обратите внимание на то, чтобы ни одно предложение не отметалось без проверки, поощряйте и подбадривайте учеников. Если у вас есть время, вы добьетесь фантастического результата.
На самом деле результатом будет не высочайшая скорость передачи мяча, не запоминание имен одноклассников, а бесценный опыт сотрудничества, принятия совместных решений, появление чувства сопричастности. Обязательно оставьте время для короткого обсуждения процесса и результата игры.

«ПОЖМИТЕ ДРУГ ДРУГУ РУКИ!»

После проведения игры «Азбука имен» можно пойти и по другому пути. Предложите игрокам выходить в круг и пожимать друг другу руки, если они сочтут, что называемые вами характеристики имеют к ним отношение. Начинайте каждую фразу со слов: «В круг выходят те, кто...

— играет на каком-нибудь инструменте;
— родился в другом городе;
— умеет петь (танцевать, играть в футбол, кататься на коньках, плавать);
— бывал когда-нибудь в Санкт-Петербурге (Москве, Минске);
— любит жареные пирожки (соленые огурцы, моченые яблоки);
— имеет брата (сестру, собаку, кошку, хомяка, попугая);
— считает себя «совой» («жаворонком»);
— любит математику (биологию, физкультуру)».

Придумайте дальше сами!

Перемежайте шутливые характеристики серьезными и обязательно оставьте немного времени, для того чтобы задать классу несколько вопросов после окончании игры:

— Как вы себя чувствовали во время игры?
— Узнали ли вы для себя что-то новое?
— Всегда ли хотелось выйти, когда звучала подходящая характеристика?
— Ожидали ли вы с нетерпением, когда появится возможность выйти в круг?

«ТРИ УРОВНЯ ОБЩНОСТИ»

Эта игра позволяет еще лучше познакомить детей друг с другом. Но глубокое знакомство затруднено в большой группе, поэтому действие происходит в малых группах — по три человека. Предложите всем рассчитаться на «первый—второй—третий» и сформировать «тройки». Если остался один игрок, он должен присоединиться к ближайшей от него «тройке». Если осталось двое, присоединитесь к ним сами.

Задание: найти нечто общее между тремя игроками на трех уровнях.

  • На базовом уровне — нужно найти нечто неизменное: пол, цвет волос и т.д.

  • На нравственном уровне — наиболее привлекательные для всех троих нравственные черты.

  • На интимном уровне — например, любимое занятие, объединяющее всех троих (вязание, игра в футбол, потребность вкусно поесть и др.).

Примечание: эта игра может быть использована для совсем маленьких детей. В этом случае надо искать общее на каком-то одном уровне или продолжать совсем простые фразы:

— я счастлив, когда...
— я сержусь, когда...
— я боюсь, когда...
— моя любимая еда...
— мой любимый цвет...
— моя любимая погода...

Отведите 3–5 минут для обсуждения этой игры в малых группах, а потом соберите всех в круг и предложите кому-то одному рассказать о своей группе. Пусть это сделают все группы по очереди. Попробуйте шутливо комментировать рассказы, но следите за тем, чтобы не нарушить атмосферы доверия неуместным комментарием.

Александра КОРОЛЕВА,
координатор образовательных проектов группы «Экозащита»,
г. Калининград, Московская область

Окончание в №7/2001