Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2001
РЕШАЕМ СООБЩА

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

РЕШАЕМ СООБЩА

Одно крылатое выражение утверждает, что ребенка воспитывает буквально все. Абсолютно не согласна с этим утверждением! Оно противоречит определению понятия «воспитание». Воспитание — это процесс осознанной трансляции ребенку жизненных принципов, нравственных установок, убеждений.
Безусловно, на формирование личности влияют очень многие осознаваемые и неосознаваемые факторы. Но там, где нет осознанности и целенаправленности, нет и воспитания.
В связи с этим большие требования предъявляются к личности воспитывающего.
Для того чтобы ребенок принял передаваемые ему ценности, он должен доверять взрослому. Он должен видеть, что этот человек является цельной личностью, живущей по этим принципам и умеющей предъявлять их окружающим. И еще одно, на мой взгляд, немаловажное условие — взрослый должен быть счастливым человеком, который способен достойно преодолевать жизненные трудности.
Принимая такое определение понятия «воспитание», я хорошо понимаю, в чем заключается задача психолога, то есть моя задача, при работе с людьми воспитывающими, будь то педагоги или родители. Моя цель — помочь взрослым осознать то воздействие, которое они оказывают на детей.

ОТГОЛОСКИ ПРОШЛОГО

У меня на приеме — молодая, красивая и уверенная в себе (по крайней мере внешне) женщина. Зовут ее Ирина Анатольевна. Здесь же ее восьмилетний сын. Саша — ребенок беспокойный и малообщительный. Он и минуты не может усидеть на месте, постоянно бегает, прыгает, пытается найти себе занятие. Но ни на чем его внимание не останавливается надолго, вскоре ему все надоедает. Со мной мальчик вступает в общение крайне неохотно, как бы делая одолжение. А моих вопросов, обращенных к нему, Саша просто не замечает.
Проблем, с которыми мама пришла на прием к психологу, было немало. Но все они относились больше к прошлому ребенка, чем к его настоящему.
Ирина Анатольевна жалуется, что Саша в начале своей школьной жизни боялся ходить в школу, плакал, не отпускал маму от себя. Сейчас мальчик уже привык к школе. Но для него по-прежнему важно, чтобы родители провожали его до школы. В класс же он отправляется сам.
Еще одна проблема — Саша был боязлив. Не засыпал без мамы, ночью просыпался, плакал, не любил оставаться в квартире один. Сейчас такое поведение не характерно для него. Саша стал самостоятельным.
Рассказ мамы был очень противоречив. Она говорила о той или иной проблеме, а затем объясняла, что она уже не актуальна, что это все было в прошлом.
Но именно сейчас Ирина Анатольевна решилась прийти на прием к психологу. Что же привело ее сюда? Что на самом деле ее беспокоит?

ТРАДИЦИОННЫЙ ЗАПРОС

В какой-то момент женщина со слезами на глазах призналась, что она стыдится своего ребенка. Саша совсем не умеет себя вести. Куда бы она с сыном ни отправилась, везде на мальчика обращают внимание, окружающие постоянно делают ему замечания, а он никого не слушает.
Если же в дом приходят гости, то ребенок становится просто неуправляемым. В ответ на замечание может нагрубить.
Найти причину подобного поведения сына Ирина Анатольевна не смогла. Саша всегда отличался живостью, но с некоторых пор совсем перестал слушаться. «Не могли бы вы сделать так, чтобы мальчик стал спокойнее и научился хорошо себя вести в присутствии посторонних?» — сформулировала Ирина Анатольевна свои ожидания от работы с психологом.
Итак, запрос вполне традиционен: исправить брак в развитии и воспитании ребенка. Ирина Анатольевна и срок указала, в течение которого ей хотелось бы изменить сына: «Полгода вам на такую работу хватит?»
Звучит забавно. Но это был серьезный разговор. И упрекнуть Ирину Анатольевну в бездушии или в недостаточном интеллектуальном развитии я не могу. Напротив, она интеллигентна, умна. В ее словах много боли и переживаний как за ребенка, так и за себя.

ЗАВИДНОЕ СПОКОЙСТВИЕ

Наблюдения за взаимодействием мамы и сына дало много полезной информации. Кабинет, в котором я вела прием, большой. Здесь много аппаратуры, шкафов со стеклянными дверцами, кресел на колесиках. В общем, такому активному и непоседливому ребенку, каким является Саша, было где разгуляться. Организовать его в этом пространстве действительно было достаточно сложно.
Я постоянно прерывала разговор, вскакивала и пыталась переключить внимание мальчика на что-то безопасное, волнуясь не только за сохранность вещей в кабинете, но и за здоровье ребенка.
Ирина Анатольевна ни разу не попыталась повлиять на сына. Молча наблюдая за моими действиями, всем своим видом она показывала: «Вот видите, какой он! Теперь вы понимаете, как мне тяжело?»
На мой вопрос о том, как она разрешает подобные ситуации, Ирина Анатольевна ответила, что приходится применять силу, кричать на сына, а иногда и шлепать. Но и это помогает ненадолго.

САМО ПРОЙДЕТ

Проводя диагностическое обследование, я попросила Ирину Анатольевну заполнить опросник на выявление стиля семейного воспитания. Оказалось, что в воспитании мальчика преобладает попустительский стиль, ребенку много всего позволяется, при этом практически нет требований-запретов, организующих его жизнедеятельность.
Заключение психоневролога, консультацию которого я рекомендовала пройти, было достаточно красноречиво. У Саши развивается невроз. Необходима семейная психокоррекционная работа.
К сожалению, обсуждение с мамой результатов диагностики и заключения врача-психоневролога не дали должного результата. Ирина Анатольевна по-прежнему причину такого поведения мальчика видела в нем самом, а не в особенностях семейного взаимодействия. Со слов мамы, муж вообще не видит проблем в поведении сына, считает, что все пройдет с возрастом. Семья отказалась от работы с семейным психотерапевтом. Но я все же пригласила Ирину Анатольевну на занятия родительской группы.

СОДЕРЖАНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

В эту группу входят родители, в основном мамы, детям которых 5–8 лет. Приходят к нам и бабушки, занимающиеся воспитанием внуков. Присутствие пап на таких занятиях — явление, увы, редкое.
Главный запрос, с которым обратились к психологу эти семьи, заключался в проблемах взаимодействия с детьми. Проблемы, заявленные участниками группы, звучали так: как сделать, чтобы ребенок слушался? Как бороться с агрессивностью? Как преодолеть застенчивость ребенка? Как научить дружить? Как развивать активность и самостоятельность?
Для меня трудности данного рода относятся к области воспитания. Их причины могут быть различны: родители не учли возрастные и индивидуальные особенности детей, выбрали неадекватные приемы воздействия, виновата собственная родительская тревожность и так далее.
Но есть еще причины, которые пока в полной мере не относятся к области воспитания, и моя задача сделать их таковыми.
У родителей есть определенный идеальный образ ребенка. Этот образ рождается из требований общества и собственных внутренних представлений. И если требования общества весьма конкретны, то личные ожидания могут быть расплывчаты и часто неосознаваемы.
Каждый родитель стремится к тому, чтобы дети умели хорошо себя вести, были послушны, вежливы в общении, помогали взрослым, хорошо учились, умели самостоятельно организовывать свое свободное время. Взрослые проводят воспитательное воздействие, исходя из этих понятных, осознанных задач. Но их собственные внутренние ожидания зачастую неосознанны, поэтому и вытекающие из них требования могут противоречить тем, что формулируются вслух. В этом случае и ребенок, и родители оказываются в ловушке: сознательно предъявляется одно, бессознательно поддерживается другое.
Крайние варианты такой рассогласованности приводят к развитию серьезных психических заболеваний. Но и более легкие варианты также несут в себе достаточный запас пагубности. Например, в случае с Ириной Анатольевной, это привело к развитию невроза у ребенка.
Поэтому в группе большое внимание уделяется работе по осознанию собственных ожиданий и связанных с ними воспитательных установок.
Основной формой проведения занятий стала игра. И для меня выбор подобной формы не случаен. Играя, родители учатся лучше понимать своих детей, смотреть на мир их глазами. В игре взрослым легче преодолеть стереотипы поведения. Искренность и непосредственность в предъявлении своего «Я» в игровой ситуации помогает участникам группы глубже осознать проблему.

ВЫБЕРИ ИГРУШКУ

Очень показательна игра, которая проводится уже на начальном этапе работы группы. (Мое знакомство с этой игрой произошло на тренинге, который проводила Н.Н. Лебедева.)
Все участники сидят в кругу. В центр психолог помещает игрушки. Их должно быть много, и они должны быть разными. В моем наборе представлены и пауки, и змеи, и разнообразные куклы, и лошадки, и кошечки. Есть игрушки, вызывающие умиление, есть и такие, которые вызывают противоречивые или негативные чувства.
Инструкция для участников звучит просто: «Выбери себе ребенка».
Я много раз проводила это упражнение, и ни разу ни один участник не остался равнодушным к этому действию. Взрослые люди буквально погружались в мир игрушек.
После того как выбор совершен, звучит следующая инструкция: «Расскажите о своем ребенке».
Участники рассказывают, чем привлек их этот персонаж, сразу ли произошел выбор, были ли сомнения, какие чувства вызывает эта игрушка. Все участники могут задавать вопросы.
В ходе выполнения упражнения участники идентифицируются с игрушкой и озвучивают свои ожидания того, каким должен быть ребенок. Завершая рассказ, родители нередко говорят, как эта игрушка напоминает им их ребенка, или рассказывают о себе, о том, какими они были в детстве.
Преимущество диагностики такого рода заключается в том, что участник понимает смысл происходящего. Это в большой степени самодиагностика. И в то же время психолог, работающий в группе, может определить проблемы, с которыми участник пока не готов работать, и вернуться к их обсуждению на более поздних этапах.
Кстати, Ирина Анатольевна выбрала в качестве ребенка кошечку. А понравилась она ей тем, что была чрезвычайно красивой, обладала независимым нравом и ее нельзя было заставить делать то, чего она не хочет. С ней можно было только договориться. «Совсем как мой Саша», — закончила она свой рассказ.

КТО ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ

Проблемы, с которыми приходится сталкиваться семейному психологу, разные. Объединяет же родителей, которые приходят к нам на прием, то, что причину проблем они видят в детях, а ответственность за изменение ситуации пытаются переложить на психолога.
Главный же эффект групповых занятий заключается в том, что у родителей появляется понимание собственной ответственности и уверенность в том, что они способны самостоятельно решать задачи, с которыми сталкиваются при воспитании детей.
А тем самым достигается и та цель, с формулирования которой я начала эту статью.

Татьяна БЕГЛОВА