Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2001

ГИЛЬДИЯ

НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ

Школьный психолог — особенно творчески работающий — часто задумывается о том, каким образом повысить квалификацию, какие сейчас существуют способы профессионального совершенствования. Хотелось бы немного рассказать об этом.
Обычно школьный психолог имеет высшее образование. Получение диплома о высшем образовании не означает, что специалист достиг вершин профессионального мастерства. Скорее наоборот — именно с этого момента и начинается трудный путь к подлинному профессионализму. Психологический факультет дает минимально необходимую базу знаний, умений и навыков, формирует определенную систему взглядов и убеждений. Но — и только!
Опыта, без которого невозможно становление профессионала, у выпускника вуза нет. Должно пройти немало времени, прежде чем психолог будет не только знать «как надо», но и спонтанно делать «как надо». А самое главное, и это необходимо осознать еще на студенческой скамье: психологу (наверное, как и представителю любой другой науки) нельзя останавливаться в развитии. Если это происходит, сразу начинается откат, потеря завоеванных позиций. В науке это называется профессиональной стагнацией и регрессией.
Что же нужно делать, чтобы предотвратить профессиональную стагнацию? Развиваться! Постоянно учиться новому и закреплять освоенное. Для этого имеются разнообразные способы.
Сначала поговорим о тех возможностях, которые имеются у выпускников, желающих всерьез заняться психологической наукой. Для этого можно пройти обучение в магистратуре или аспирантуре.

МАГИСТРАТУРА

Магистры готовятся в рамках обучения в институте или университете. Система подготовки магистров включает четырехлетнее обучение по программе бакалавра по психологии и не менее чем двухлетнее обучение, ориентированное на научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность.
Право обучения по программе магистра получают лица, успешно закончившие вуз и имеющие диплом о высшем образовании. Если в магистратуру поступает человек, имеющий диплом бакалавра психологии, то он должен либо пройти собеседование (иногда тестирование), либо сдать экзамены. Условия приема в магистратуру устанавливает вуз.
Согласно имеющимся на сегодняшний день юридическим документам, магистр должен уметь:

— формулировать задачи исследования;
— формировать план исследования;
— вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
— выбирать для исследования необходимые методы, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
— обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмыслять их с учетом имеющихся научных данных;
— представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей.

Обучение в магистратуре осуществляется по индивидуальному учебному плану. По окончании обучения выпускник обязан защитить магистерскую диссертацию, на основании чего ему присваивается квалификационная академическая степень магистра и выдается диплом магистра государственного образца. Магистерская диссертация готовится в течение двух лет под руководством сотрудника вуза, который должен иметь ученую степень и (или) ученое звание.
Защита магистерской диссертации и сдача выпускных экзаменов в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, происходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии.
Следует заметить, что присваиваемая соискателю степень магистра — не ученая, а академическая. Следовательно, и уровень требований, предъявляемых к такой работе, ниже, чем, например, к кандидатской диссертации. Магистерская диссертация должна свидетельствовать о том, что у выпускника в наличии умения и навыки самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.

АСПИРАНТУРА

Другая, более высокая по уровню, форма подготовки научных и научно-педагогических кадров — это аспирантура. Аспирантура по психологии обычно открывается в вузах, имеющих государственную аккредитацию, и в научных (научно-исследовательских) учреждениях, обладающих лицензией на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования. В Москве аспирантура по психологии имеется в Московском государственном университете, в Московском педагогическом государственном университете, Российском государственном гуманитарном университете, Московском городском психолого-педагогическом институте, в Психологическом институте РАО, Институте психологии РАН и других учебных и научно-исследовательских учреждениях.
Принимаются в аспирантуру лица, имеющие высшее профессиональное образование. Разумеется, желательно, чтобы образование было психологическим, однако можно поступить в аспирантуру по психологии, имея высшее педагогическое или медицинское образование. Учиться в аспирантуре нужно три года по очной форме и четыре — по заочной. До поступления рекомендуется пройти собеседование с будущим научным руководителем, который доведет до сведения членов приемной комиссии свое мнение о поступающем.
Желающие стать аспирантами сдают конкурсные вступительные экзамены по специальности (психологии), философии и иностранному языку. Если вы уже сдали кандидатские экзамены по философии и иностранному языку, то освобождаетесь от соответствующих вступительных экзаменов. Но вам следует заранее уточнить, засчитывается ли предварительная сдача кандидатских экзаменов при поступлении в аспирантуру данного учреждения. Важно, чтобы в комиссии по приему кандидатского экзамена по иностранному языку участвовал специалист по психологии с ученой степенью.
Сразу после зачисления в аспирантуру каждому аспиранту назначается научный руководитель. Однако не стоит надеяться, что руководитель выполнит исследование за аспиранта: претендент на звание кандидата наук должен доказать свое умение вести научную работу.
Ф.А. Кузин в выпущенной недавно книге четко обозначает основные функции научного руководителя: «Научный руководитель не только принимает участие в разработке рабочего плана будущей диссертации, но и ведет с ее потенциальным автором другую работу, в частности:

рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы и другие источники по теме;
проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и консультации;
контролирует выполнение аспирантом утвержденного индивидуального плана;
оценивает содержание выполненной диссертации как по частям, так и в целом;
дает согласие на представление диссертации к защите.

Таким образом, научный руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключение о готовности работы в целом».
Аспирант должен четко и строго выполнять индивидуальный план, в противном случае он будет отчислен из аспирантуры.
Аспирант обязан не только провести научное исследование и представить его результаты в форме диссертации на кафедру (в научный совет, отдел, лабораторию, сектор), но и сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальности. Без сдачи кандидатских экзаменов он не будет допущен к защите диссертации.
Подготовленная диссертация защищается в диссертационном совете, и, если защита прошла успешно, аспиранту присваивается ученое звание кандидата психологических наук по одной из специальностей (общая психология, педагогическая психология, возрастная психология и акмеология и др.).

СОИСКАТЕЛЬСТВО

Еще одной формой подготовки и повышения квалификации научно-педагогических, научных кадров и преподавателей психологии является самостоятельная работа над кандидатскими диссертациями — соискательство. Для осуществления такой работы соискатели прикрепляются к вузам или научным учреждениям, имеющим аспирантуру по психологии, на срок не более трех лет.
Соискателю назначается научный руководитель для подготовки кандидатской диссертации. Соискатель работает по индивидуальному плану и сдает кандидатские экзамены. Обычно в качестве соискателей к вузам или научным учреждениям прикрепляются лица, уже имеющие задел по выбранной теме исследования.

ДОКТОРАНТУРА

Если же вы чувствуете, что и кандидатская степень для вас не предел, то можно добиться высшей ученой степени, присуждаемой в нашей стране, — доктора наук. Кстати, во многих странах мира (в США, Великобритании и других) степень доктора наук фактически соответствует нашей степени кандидата. А докторов наук в нашем понимании у них вообще нет. Иными словами, став кандидатом наук в России, для западных коллег вы становитесь доктором психологии или доктором философии.
Если все-таки есть желание стать доктором психологических наук «по-русски», то надо поступать в докторантуру.
Докторантура может функционировать в высших учебных заведениях и научных учреждениях, имеющих, как правило, профильные диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
В докторантуру принимаются кандидаты наук, которые имеют научные достижения в соответствующей области знаний и способны на высоком уровне проводить фундаментальные, поисковые и прикладные исследования. Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. Срок такой подготовки не должен превышать трех лет.
Докторанту может назначаться научный консультант из числа докторов наук. При необходимости в качестве консультанта могут привлекаться ведущие ученые и специалисты сторонних учебных и научных учреждений, организаций.
Докторант обязан выполнить план подготовки диссертации и представить завершенную диссертацию на кафедру (в отдел, лабораторию, сектор, совет) для получения соответствующего заключения.
Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом на основании публичной защиты диссертации. Ученая степень доктора раньше присуждалась только Высшим аттестационным комитетом (ВАК) РФ, который теперь преобразован в Департамент государственной аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования РФ. Дипломы и тем и другим выдает тот же Департамент.
В последние годы появились различные негосударственные структуры (например, Межвузовский аттестационный комитет — МАК), которые за определенную плату проводят защиты и выдают дипломы кандидатов и даже докторов наук. Следует учесть, что профессиональным сообществом такие «ученые степени» не признаются.
Помимо ученых степеней исследователям могут присваиваться ученые звания. Тем, кто трудится в научных, научно-исследовательских и научно-производственных организациях, могут быть присвоены ученые звания профессора и старшего научного сотрудника, а преподавателям вузов — ученые звания профессора и доцента. Аттестаты выдаются вышеупомянутым Департаментом по представлению ученых советов соответствующих организаций. Надо отличать ученые звания и должности. Можно, например, работать в вузе на должности доцента, но не иметь ученого звания доцента.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА

Для практических психологов тоже существуют способы повысить квалификацию и получить высокую оценку своего мастерства. Так, в зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными умениями и навыками, психологи могут получить первую, вторую и высшую квалификационную категорию.
Важным способом профессионального совершенствования психологов является активное участие в жизни психологического сообщества. Формы этого участия могут быть самыми разнообразными: конференции, семинары, симпозиумы, съезды, конгрессы, заседания методических объединений, кафедр, лабораторий, отделов и многие другие мероприятия.
Существуют профессиональные общественные организации психологов, например, Российское психологическое общество (РПО). Основными целями РПО являются: содействие развитию психологической науки, практике и образованию; привлечение ученых и специалистов в области психологии к решению актуальных научных и практических задач в интересах всего общества; консолидация сил и создание условий для наиболее полной реализации творческого потенциала профессиональных психологов России; обеспечение профессиональной и социальной защиты психологов; содействие всестороннему культурному развитию России.
Существуют также различные ассоциации, объединяющие профессионалов-психологов в зависимости от их теоретических и практико-психологических ориентаций: Ассоциация гуманистической психологии, Московская психоаналитическая ассоциация, Ассоциация эриксоновской терапии, гипноза и нейролингвистического программирования и другие.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

В последние годы заметно увеличилось количество психологических журналов. К старейшим и авторитетнейшим журналам «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» добавились такие издания, как «Мир психологии», «Прикладная психология», «Детский практический психолог», «Журнал практического психолога». Многотысячными тиражами стала выходить питерская «Психологическая газета». Ну и, разумеется, особое место в ряду психологических изданий занимает наш уникальный еженедельник «Школьный психолог». (Перечень изданий психологической тематики можно найти на с. 4–5 приложения «Печатное слово».)
Современному специалисту-психологу — и научному работнику, и практику — следует не только постоянно следить за новыми изданиями и публикациями, но и самому предлагать свои материалы в цеховые журналы и газеты, выносить свои идеи и полученные результаты на обсуждение. Подготовка публикаций несомненно способствует профессиональному росту психолога.
Такого обилия психологической литературы — новых книг и впервые выполненных переводов классических работ зарубежных авторов, как в наши дни, в России никогда не было. Современный психолог для поддержания высокого профессионального уровня должен постоянно читать книги по психологии, но при этом уметь отсеивать психологоподобную шелуху на тему «Как научиться жить, плюя на всех». Нужно скрупулезно выбирать только по-настоящему профессиональные книги. В этом должны помочь и собственная эрудиция (фамилия известного психолога на обложке уже показатель качества книги), и советы коллег.
Повысить уровень своей профессиональной подготовки, особенно в области практической психологии, можно, если участвовать в обучающих тренингах и семинарах. Такие семинары проводятся различными негосударственными психологическими организациями. Среди них в Москве наиболее известны Институт групповой и семейной психотерапии, психологический центр «Генезис», Институт гештальта и психодрамы; в Санкт-Петербурге — Институт сказкотерапии, Институт тренинга, Институт практической психологии «Иматон» и другие. Многие из них реализуют долгосрочные обучающие программы по различным направлениям практической психологии и психотерапии с выдачей сертификатов (иногда международных). Правда, в России отсутствует четкая правовая база профессиональной психологической деятельности, поэтому большинство сертификатов являются просто бумажками, не имеющими юридической силы.

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук


ЛИТЕРАТУРА

1. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки магистра по направлению. Приложение № 1 к Приказу Госкомвуза России от 15 апреля 1996 года № 667.
2. Карандашев В.Н. Как стать психологом: введение в профессию. Учебное пособие. Вологда: Легия, 1999.
3. Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. М.: Ось-89, 2000.
4. Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации. Утверждено Постановлением Госкомвуза РФ от 10 августа 1993 года № 42.
5. Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования Российской Федерации. Утверждено приказом министра общего и профессионального образования РФ № 814 от 27.03.98.

 

Аспирантура Психологического института РАО 103009, Москва, Моховая ул., д. 9, к. В, ПИ РАО, аспирантура (095) 203-8962
Аспирантура Института психологии РАН 129366, Москва, Ярославская ул., д. 13, ИПРАН, аспирантура (095) 282-5342
Аспирантура факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова 103009, Москва, Моховая ул., д. 8, к. 5, МГУ, факультет психологии, аспирантура (095) 203-2843
Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9, СПбГУ, факультет психологии (812) 328-9419
Аспирантура Московского педагогического государственного университета 119992, Москва, Малая Пироговская ул., д. 1, МПГУ, отдел аспирантуры (095) 246-3261
Психолого-педагогический факультет Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 1980000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, РГПУ, психолого-педагогический факультет (812) 164-0656
Аспирантура Российского государственного гуманитарного университета 125267, Москва, Миусская пл., д. 6, РГГУ, аспирантура (095) 250-6379
Аспирантура Московского городского психолого-педагогического института 123290, Москва, Шелепихинская наб., д. 2а, МГППИ, аспирантура (095) 253-9216
Департамент государственной аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования РФ (бывший ВАК) 103051, Москва, Садово-Сухаревская ул., д. 16 (095) 208-6121
Российское психологическое общество 129366, Москва, Ярославская ул., д. 13 (095) 283-5530
Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ 125212, Москва, Головинское ш., д. 8, к. 2 (095) 459-1981
Институт практической психологии “Иматон”

198005, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 19

(812) 327-5757

Институт групповой и семейной психологии и психотерапии 103104, Москва, а/я 85, ИГиСП (095) 917-8020
Психологический центр “Генезис” 121069, Москва, Трубниковский переулок, дом 22, стр. 2 (095) 203-0407
Институт сказкотерапии 197198, Санкт-Петербург, Пионерская ул., д. 2—6 (812) 230-3241
Институт тренинга

191104, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 79а

(812) 314-69-60

Московский гештальт институт

ул. Суворовская, 2/1, стр. 4

128-4226