Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2001
ДОВЕРИЕ КОГАЛЫМА

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ДОВЕРИЕ КОГАЛЫМА

Облик Когалыма весьма специфичен. Город расположился в Западной Сибири на 63-й параллели. Зима здесь заканчивается в июне, а начинается уже в сентябре. Этот город — маленький и юный. Здесь всего 55 тысяч жителей. В 2000 году он отпраздновал свое пятнадцатилетие. И еще Когалым — это город молодых. Средний возраст взрослых когалымчан — 36 лет. 61% жителей моложе 29 лет.
Это моноотраслевой город, созданный в центре нефтяного моря. Многие знают, как выглядят города, подчиненные жесткому рабочему ритму, и как в них живется. Отработал вахту — и домой. Психология временщика определяет быт и качество жизни. Бараки, в которых можно только переночевать, столовка, где можно только перекусить.
Судьба Когалыма счастливо изменилась с началом реформ в стране. Новые хозяева градообразующего предприятия — компания «ЛУКОЙЛ» — стали вкладывать прибыль и в развитие города. С самого начала основатели города стремились к тому, чтобы Когалым стал городом для людей. Сейчас только 17% горожан хотели бы перебраться в другие места.
Когалымчане гордятся своими архитектурными «жемчужинами»: четырехзвездочным отелем, Ледовым дворцом и Дворцом спорта, «Школой искусств» и киноконцертным комплексом.
Позаботились отцы города и о духовной жизни верующих — созданы великолепные культовые комплексы. Издалека видны золотистые купола величавого храма Апостолов Петра и Павла, расположенного на высоком берегу реки Ингу-ягун. Чуть поодаль высится мусульманская мечеть.
В 1986 году был открыт телефонный узел. Но, чтобы дозвониться до родственников на Большую землю, требовалось отстоять огромную очередь, нередко целую ночь. Поэтому уже в 1992 году появилась станция на 22 000 номеров и 120 междугородных каналов. На сто семей у нас теперь 87 телефонов. Телефонная проблема решена.
Все это определило приоритеты жизни горожан. Когалымчанин ценит то, что дает ему город: работу, различные социальные блага, стабильность и безопасность.

ДОБРОЕ НАЧАЛО

В 1994 году по инициативе отдела по вопросам культуры и молодежной политики администрации Когалыма открылась городская социально-психологическая служба «Катарсис».
Психология — новая специальность в городе. В 90-е годы психологи появились в детских садах и школах. Отношение к ним было настороженное. Некоторые дети до середины 90-х, возможно вслед за взрослыми, путали психолога с психиатром.
СПС «Катарсис» свою деятельность начала с организации психологической поддержки по телефону. Дежурство на «Телефоне доверия» обеспечивали подготовленные внештатные сотрудники (не обязательно психологи), что соответствует волонтерской модели психологической помощи. Открытое партнерское общение способствовало формированию у горожан доверия к службе. Эти телефонные диалоги походили на непринужденное общение за чашкой чая с близким человеком и в то же время вносили в отношения что-то свое, ценное: искренность и принятие, уважение к человеку и вызов его взгляду на жизнь.
Звонившие не ждали от нас советов, хотя и спрашивали, как поступить в той или иной ситуации. Мы что-то предлагали. И постепенно люди оценили значимость такого доброжелательного стороннего взгляда, возможность выговорить что-то, неприемлемое в привычном кругу общения, излить свою боль в свободном разговоре с чутким, принимающим собеседником.
Так что когалымский ТД стал не телефоном экстренной психологической помощи, а действительно «телефоном доверия».

ЗАВИСИТ ОТ ПОГОДЫ И ВРЕМЕНИ СУТОК

В первый год было много «прощупывающих» обращений: люди пытались познакомиться, узнать, что собой представляет служба. Всего было принято около 1000 звонков. Чаще к нам звонят женщины, что вполне естественно: именно они уделяют больше, чем мужчины, внимания построению гармоничных отношений с людьми, больше настроены что-либо менять, обустраивать, лучше, тоньше разбираются в чувствах и склонны к их проявлению. Обращения такого рода от мужской половины — большая редкость.
Вполне объяснимо, что кривая обращаемости возрастает при ухудшении погоды, уменьшении светового времени суток. Поэтому выработан соответствующий график работы: летом — от 19.00 до 23.00 и зимой — от 19.00 до 06.00.
Ночь обостряет переживания, делает их труднопереносимыми, так что крепкое плечо консультанта бывает очень кстати. Именно в ночное время учащаются обращения людей, переживающих острые кризисные состояния. В таком состоянии важно искреннее внимание, дружеское участие, возможность разделить переживания, что и дает ТД.
Из года в год ТД принимает максимальное количество обращений от людей возрастной группы 25—36 лет. После них по частоте обращений следуют подростки 12—18 лет, затем люди зрелого возраста 37—47 лет, далее молодежь 19—24 лет, потом люди старше 48 лет и замыкают этот ряд дети до 11 лет.

У КОГО ЧтО БОЛИТ...

Людей семейных тревожат измены, отсутствие взаимопонимания, вопросы воспитания детей. У одиноких свои проблемы. Юноши и девушки до 17 лет звонят посоветоваться, как поступить в той или иной ситуации (ссора, охлаждение чувств, месть, вымогательство, насилие...). Молодежь беспокоят самые разные вопросы: отношения друг с другом, трудоустройство, наркотики, криминал. «Малые детки — малые бедки...» — говорят люди, переживающие за своих взрослых чад. Недоумение у супругов, проживших немало лет душа в душу, вызывает ситуация «седина в бороду...».
Разумеется, телефонная психологическая помощь не является самодостаточной. В некоторых случаях человеку может помочь только продолжительная работа с психологом. И к 1995 году служба расширила свои функции: был открыт кабинет очного консультирования. С этого времени, заочно сверив жизненные ориентиры, познакомившись с принципами деятельности службы (конфиденциальность, компетентность, уважение к клиенту, добровольность обращения), люди могли продолжить психологическое взаимодействие при встрече с психологом.

НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

В 1996 году социально-психологическая служба «Катарсис» стала членом РАТЭПП. Команда ТД росла, менялась, пополнялась новыми кадрами. Подготовка нового набора волонтеров осуществлялась уже своими силами. В 1999 году когалымская программа подготовки телефонных консультантов признана советом ассоциации соответствующей принятым стандартам и ее автор сертифицирован в качестве тренера РАТЭПП.
В 1997 году у нас были реализованы три региональные программы: ведущих вузов страны (Московского института групповой и семейной психотерапии, МГУ) и Конфликтологического форума г. Санкт-Петербурга по подготовке семейных психотерапевтов, специалистов по работе с подростками и конфликтологов. В обучении приняли участие специалисты всего города. Существенную поддержку в реализации обучающего проекта оказал отдел образования администрации
г. Когалыма. Таким образом, наладился профессиональный обмен опытом между специалистами разных структур, объединенных оказанием помощи семье и личности.
С 1998 года СПС «Катарсис» ведет свою деятельность в рамках общегородской программы предупреждения деструктивного поведения молодежи. Жители могли познакомиться с некоторыми проблемными материалами на страницах городской газеты «Когалымские вести». Мы также выпускаем тематические буклеты, подготовленные сотрудниками службы. Специалисты периодически принимают участие в общешкольных мероприятиях. С 1996 года ежегодным стало проведение благотворительных акций: «В XXI век без наркотиков», «Сова», «Беседы о СПИДе».

«СОБЕСЕДНИК»

В СПС «Катарсис» разработан проект «Молодежь — молодежи». В ноябре 1998 года при службе был открыт городской молодежный клуб психологической взаимопомощи «Мы». Радостно бывать на встречах в клубе: лица ребят, смеющиеся, задумчивые или серьезные... Трогательные, чуткие отношения, искреннее внимание и забота друг о друге... Неспешные разговоры по душам, дискуссии на острые темы, игры, захватывающие глубокие чувства и взрывающие сознание...
Особенность этого проекта в том, что клубная деятельность не замкнута на себя, она ориентирована вовне. Некоторые ребята после подготовки стали дежурить на молодежной линии ТД «Собеседник». Другие организовывали встречи со сверстниками, тематические дискотеки. Иные распространяли анкеты. Желающие принимали участие в различных конкурсах. Совместно с молодежной городской газетой «Весточки» была организована «Почта доверия».
Молодежный ТД «Собеседник» весьма популярен. В силу ряда обстоятельств он работает пока не в полную силу, дежурство обеспечивается по будням с 15.00 до 19.00. Это время, когда родителей нет дома и подростки чувствуют себя более свободно. Но звонки раздаются в любое время суток. Уже в первый год было принято около 450 обращений.
На второй год работы мы провели анкетирование школьников. На вопрос о том, с кем они могли бы обсудить возникающие сложности, 27,4% молодых людей ответили, что «со всеми» (большинство девушек), 27,2% — «с друзьями» (большинство юношей). «С родителями» могли бы обсудить свои трудности 17,5% подростков (большинство девушек). «Ни с кем» не будут делиться 11,9% подростков (большинство юношей). По ТД «Собеседник» с подготовленным сверстником будут откровенны 6,9% опрошенных (большинство девушек). Свои проблемы обсудят «при встрече с психологом» — 6% подростков (большинство девушек). И в последнюю очередь со своими вопросами подростки предпочли бы обратиться на общую линию ТД для консультации со специалистом — 3,2% от числа всех опрошенных (большинство девушек).

ПЕРСПЕКТИВЫ

На сегодняшний день в нашей службе работают четыре штатных сотрудника и несколько волонтеров, число которых постоянно растет. Служба занимает небольшое помещение, где наряду с ТД организовано индивидуальное и семейное консультирование, проводится групповая работа.
Деятельность СПС «Катарсис» осуществляется в тесном сотрудничестве с заинтересованными структурами. Среди них психологические службы отдела образования, психиатрическая и наркологическая службы когалымской городской больницы, центр социально-психологической реабилитации «Семицветье», комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, опекунский совет, отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних, средства массовой информации.
Служба выросла, ее деятельность стала многомерной, помощь разнообразной, но ТД и по сей день остается своеобразным барометром реальных жизненных тенденций в городе. Чаще всего к нам обращаются люди с семейными проблемами. Неспособность справиться с житейскими затруднениями толкает многих к злоупотреблению алкоголем, вызывает различные невротизации, отклоняющееся поведение у детей. Рушится семья как основа социализации, формирования культуры, развития личности.
На помощь в разрешении этих и других проблем направлены различные программы личностного развития и социальной адаптации. Среди них семинар-тренинг «Школа для заботливых родителей» (три блока); конфликтологический курс «Ладушки»; воскресные программы развития для семей; программа психологической помощи воинам, вернувшимся из Чечни.
В целом служба ориентирована на оказание психологической помощи здоровым людям: тем, кто хочет глубже и полнее понять самого себя, условия своего становления и развития. Тем, кто хочет стать более свободным. Тем, кто просто ищет человеческого, эмоционального участия, духовной поддержки. Тем, кто хочет позаботиться о своем здоровье так, как это делается во всем мире, — не разделяя тело и душу.
Руководство СПС «Катарсис» планирует проведение работы по предупреждению деструктивного поведения молодежи и по обеспечению нового направления «Молодая семья».
На сегодняшний день служба органично вписана в социальную инфраструктуру города. По результатам социологического исследования, 53% опрошенных информированы о деятельности СПС «Катарсис», 27% знают адрес и телефоны и только 20% не слышали о службе. Это самый высокий рейтинг среди прочих помогающих служб города.

Юрий ИОНОВ,
руководитель службы
«Телефон доверия»
СПС «Катарсис»,
Тюменская область
Тел.: (34667) 5-13-94
E-mail: qazeta@koqalym