Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2001
ОБЩЕНИЕ БЕЗ ОБИД

ИГРОТЕКА

ОБЩЕНИЕ БЕЗ ОБИД

Консультирование по телефону отличается от очного консультирования и имеет свои особенности.
Чаще всего на «телефон доверия» обращаются люди, находящиеся непосредственно в состоянии психологического кризиса.
Консультант ограничен во времени, постоянно направлен на решение одной проблемы, занимает активную позицию.
И конечно же, при общении по телефону отсутствует один из основных каналов восприятия информации — визуальный. Невозможность видеть своего собеседника вносит коррективы в работу консультанта, он не может наблюдать за невербальными реакциями абонента, поэтому консультанту необходимо развивать другие каналы восприятия информации — аудиальный и кинестетический.
Подготовку телефонных консультантов следует вести с учетом этих особенностей. При этом можно использовать предлагаемые упражнения.

Ольга ФЕДОТОВА,
президент РАТЭПП,
заместитель директора центра психолого-педагогической помощи
г. Щелково Московской обл.

"ДА" ЗНАЧИТ "НЕТ"

Упражнение проводится в общем кругу.
Нередко люди при общении друг с другом не умеют соблюдать правила конструктивного ведения разговора. Цель этого упражнения — научить говорить «нет» или выражать свою точку зрения, свое мнение в приемлемой форме, без обид и злобы.
Такое упражнение можно проводить с учащимися средней школы, старшеклассниками, студентами, специалистами коммуникативных профессий.
По просьбе ведущего каждый пишет на листочке (или просто придумывает) спорное утверждение. Например: «Все дети — невыносимы», «Пожилые люди — мудрые и спокойные», «Все учителя ценят и уважают своих учеников», «Родители никогда не понимают своих детей».
После этого по мере готовности участник произносит (зачитывает) свою фразу. Остальные дают ответ в следующей форме. Сначала нужно обязательно согласиться с тем, что было сказано. После этого — продолжить разговор, выражая свое согласие или несогласие с тем, что было сказано.
Примеры первой фразы: «Да, однако...», «Да, и все же...», «Да, и если...»
При выполнении этого упражнения участники имеют возможность потренироваться в умении конструктивно вести диалог. Такое умение бывает очень полезно при общении с людьми, находящимися в состоянии гнева, агрессии, раздражения, обиды.

КАРАНДАШИ

Предлагаемое упражнение используется при подготовке консультантов для «телефона доверия». Однако оно может проводиться и для специалистов коммуникативных профессий, а также для старшеклассников в тренингах общения или личностного роста.
Условия проведения упражнения — большая свободная комната, четное количество участников. Необходимый инструментарий — обычные карандаши или ручки. Если в группе нечетное число участников, то ведущий может встать в пару к тому, кто остался без партнера, хотя это нежелательно. Упражнение выполняется в парах, молча.
Ведущий просит участников группы выбрать партнеров.
После того как каждый выбрал себе пару и они встали вместе, ведущий произносит инструкцию.

Ведущий. Встаньте лицом друг к другу. Подушечками указательных пальцев каждый из вас должен зафиксировать карандаш таким образом, чтобы он находился между вами и партнером, соединяя вас. Каждый участник одновременно поддерживает два карандаша — свой и партнера.
Ведущий, выбрав себе пару, может продемонстрировать, как надо встать.
Ведущий. Сейчас вам предстоит вступить в контакт с вашим партнером, пообщаться с ним необычным способом. Общение будет происходить молча, без слов. Оно будет заключаться во взаимодействии с партнером через карандаши. Вы можете делать любые движения руками (мелкие, большие, широкие), можете двигаться по комнате. При выполнении движений карандаши не должны падать. Желательно, чтобы вы смотрели не на руки партнера, а ему в глаза (так легче установить контакт). Во время упражнения обращайте внимание на чувства, ощущения, мысли, ассоциации, которые будут у вас возникать.
По команде ведущего участники начинают «общаться» в парах. Каждая выбирает свой индивидуальный темп, ритм движений, между партнерами устанавливается «свой контакт».
Это задание выполняют в течение 2–3 минут, потом ведущий предлагает каждому найти другого партнера и выполнить то же самое задание
Если партнерам удается установить доверительный, устойчивый контакт, то они могут выполнять достаточно сложные действия (например, не отрывая рук, не роняя карандашей, встать спиной друг к другу, при этом скрестив руки над головами).
При выполнении упражнения ведущий может подсказать участникам, на что следует обратить внимание.
Ведущий. Отмечайте, в какой позиции находитесь вы и ваш партнер, кто из вас ведущий, кто — ведомый. В какой позиции вы чувствуете себя комфортно? Как происходит процесс взаимодействия? Что «говорит» вам ваш партнер? Что вы хотите ему «сказать»? Попытайтесь понять, какой человек ваш партнер.
Ведущий предлагает каждому сменить от 5 до 7 партнеров.
После выполнения упражнения все собираются в круг и обсуждают свои чувства, впечатления, ощущения.
В процессе обсуждения участники высказываются. Такое обсуждение позволяет прояснить этапы вхождения в контакт с незнакомым человеком (предъявление себя, знакомство, поиск оптимального варианта взаимодействия, общение, вынужденный выход из контакта). Желательно, чтобы участники отметили, когда возникла усталость, как они чувствовали себя с разными партнерами, были ли негативные переживания, с чем они связаны.
Это упражнение направлено на прояснение позиций человека в общении, на формирование умения переключаться с одного человека на другого, на формирование выносливости, открытости, на развитие творческого потенциала и способов самовыражения.