Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2001
Новости. Зима 2001

НОВОСТИ

ПУЩИНО
(Московская область)

В дни зимних каникул здесь прошел городской семинар «Возрастная периодизация. Проблемы возрастных кризисов», организованный психологами городских образовательных учреждений для педагогов

Вот уже второй год подряд такие семинары проводятся в дни зимних и весенних каникул. Первый семинар из этого цикла назывался «Технологии педагогического общения». Он был интересен для педагогов, помог наладить отношения сотрудничества между психологами и педагогами, заложил основы для последующих встреч.
Второй семинар был посвящен работе с детьми «группы риска». Во время его подготовки и проведения мы пришли к выводу, что для решения этой актуальной проблемы нужны пролонгированные программы. Общеизвестно, что работа с такими детьми вызывает у педагогов наибольшие затруднения. Часть семинара прошла в виде ролевой игры, где педагоги, опираясь на свой опыт, с увлечением перевоплощались в разных детей: гиперактивных, застенчивых, неуверенных, озорников, отличников и «почемучек». Именно эта часть семинара вызвала наибольший эмоциональный отклик у участников (сразу приходит на память — «обучение через проживание»).
В последнем семинаре приняли участие 60 человек — для нашего небольшого научного городка это не так уж мало. В рамках семинара работали четыре группы, ведущими которых были психологи школ и ДОУ города. По форме это был семинар-практикум, так как мы не могли обойтись без элементов ролевой игры, без отработки проблемных ситуаций в малых группах, без психотехнических упражнений.
Необычным на этом семинаре было то, что психологи затронули непривычную для педагогов тему — кризисы зрелости (ведь жизнь, как и проблемы, не заканчивается с окончанием школы). Эта тема вызвала большой интерес, и многие выразили желание принять участие в групповых тематических занятиях. Для нас это предложение является свидетельством доверия к нам — группе психологов, которая работает с педагогами на протяжении двух лет.
Мы — это группа из десяти психологов школ и ДОУ. Наше психологическое сообщество как городское методическое объединение существует три года. Нам хочется все знать, все попробовать. В этом нам иногда помогают высокопрофессиональные психологи, такие как М.Р. Битянова и С.В. Кривцова. В свое время они провели семинары и тренинги в нашем городе, за что мы им очень благодарны. Мы стараемся использовать полученные знания и навыки в своей практике аккуратно и наиболее эффективно.
И, конечно, мы очень любим «нашу» во всех отношениях газету «Школьный психолог» — уместного советчика, своевременного информатора, умного собеседника и достойного оппонента.

А.И. ЕМЕЛЬЯНЕНКО,
психолог,
специалист отдела образования

Г.П. МАХОРТЫХ,
руководитель городского методического объединения психологов,
психолог-педагог средней школы № 1,
г. Пущино, Московская обл.
Пущинское городское методическое объединение психологов
Тел.: (0967) 73-18-14


КОВРОВ
(Владимирская область)

В декабре-январе этого учебного года в методическом объединении педагогов-психологов школ города состоялись две встречи, посвященные проблеме психологического сопровождения

Педагоги-психологи занимаются сопровождением учебно-воспитательного процесса. Обычно мы больше обращаем внимание на первую часть этого словосочетания. В этом учебном году мы решили посмотреть на воспитательный процесс как на «фигуру» сопровождения в работе педагога-психолога и запланировали для этого два заседания городского методического объединения (ГМО).
На первом решили обсудить опыт психологов школ. Проходило это заседание в школе № 22, в которой воспитательная система опирается на проверенные годами традиции школьной жизни.
Второе заседание состоялось в муниципальном центре дополнительного образования «Гелиос», который объединяет детские клубы по месту жительства. Директор центра О.Н. Слуцкая и педагог-психолог Ю.С. Муратова познакомили психологов и социальных педагогов школ с различными программами центра, в том числе по профилактике наркомании. В копилку ГМО психологи получили методические разработки социально-психологической службы «Гелиоса».
Выбирая для проведения заседания школу № 22, мы хотели поближе познакомиться с ее психологической службой. Здесь работают педагоги-психологи Т.Ю. Рындина и И.А. Смирнова. Обеим в декабре исполнилось по 30 лет. Мы поздравили Татьяну и Ирину и подарили книги из серии «Мастера психологии».
Т.Ю. Рындина рассказала о психологическом сопровождении нравственного развития учащихся. Психологи школы вдумчиво подошли к этой сложной проблеме, попытались отобрать наиболее разумные, общечеловеческие ценности, на которых можно строить воспитательную работу. В результате психологи создали для педагогов школы программу нравственного развития школьников с 1-го по 11-й классы. Эта теоретическая схема помогла классным руководителям и психологам в совместных поисках конкретных форм воспитательной работы.
По-деловому четко прозвучало сообщение С.Н. Ежовой, педагога-психолога школы № 19. Светлана принесла на заседание папку с материалами, и коллеги смогли не только услышать, но и увидеть, как можно психологу организовать свою работу. Психологов заинтересовали методики диагностики коллектива и личности, применяемые С.Н. Ежовой, а также разработанный ею «Социально-психологический паспорт учащегося и его семьи» для работы с трудными подростками, стоящими на учете в милиции.
В заключение встречи я, педагог-психолог школы № 15, рассказала о проведении массовых психологических мероприятий «Забор» и «Коробка настроений» (толчком к проведению игр послужили публикации в «Школьном психологе»). Так как в большинстве школ города есть только один психолог, я поделилась опытом привлечения старшеклассников к проведению таких игр. В нашей школе «Коробка настроений» и «Забор» были частью Дня самоуправления, поэтому моими помощниками стали психологи-дублеры из 10-х классов.
Коллеги с интересом рассматривали принесенные «заборы», задавали вопросы по методике проведения и анализу результатов игр. Один из вопросов остался открытым: где еще, кроме «Школьного психолога», можно прочитать об этих играх?

Светлана ЗАВЬЯЛОВА,
руководитель ГМО
педагогов-психологов,
г. Ковров,
Владимирская область
Тел.: (09232) 3-21-27


ЛИПЕЦК

24 января областной Центр психолого-педагогической и социальной помощи детям и подросткам совместно с Институтом усовершенствования учителей провел семинар для социальных педагогов общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов Липецкой области. Обсуждались вопросы профессионального самоопределения старшеклассников

С докладом выступила Н.Н. Вуколова, социальный педагог образовательного учреждения № 43. Она заметила, что хотя проблема выбора профессии не является новой, но на современном этапе встает все более остро. Нестабильная ситуация в стране, ориентация на западный образ жизни, появление новых профессий создают определенные трудности в работе по профессиональному самоопределению учащихся. Если раньше образ профессионала для выпускников был связан с конкретными людьми, знающими свое дело, то в настоящее время это «новые русские», рэкетиры, то есть люди, которые имеют деньги. Поэтому помощь педагогов, психологов, родителей малоэффективна и не имеет для подростков существенного значения. Учащиеся находятся в состоянии неопределенности или делают примитивный профессиональный выбор.
Заведующая кабинетом социальной педагогики Института усовершенствования учителей Т.Н. Волынчикова рекомендовала применять в работе со старшеклассниками метод «дискуссионного диалога», в ходе которого учащиеся рассматривают профессии с различных сторон. Затем со школьниками обсуждается необходимость профессии в современном обществе, условия труда, заработная плата, перспективы роста, а также профессиональные требования к личности человека. В случае несформированности у школьника необходимых личностных качеств для овладения выбранной профессией с ним либо обсуждается вопрос о другом выборе, либо проводится длительная работа по формированию необходимых качеств.
Социальный педагог областного детского дома И.Г. Липилина с сожалением отметила, что воспитанники детских домов недостаточно самостоятельны, а главное — не умеют распоряжаться своим бюджетом.
Все выступления вызвали оживленную дискуссию. На «круглом столе» при подведении итогов семинара слушатели пришли к выводу, что вопросам профессионального самоопределения необходимо уделять больше внимания, использовать современные технологии индивидуальной и групповой работы с учащимися, способствующие правильному выбору профессии.
Нужна психокоррекционная работа со старшеклассниками, испытывающими трудности в профессиональном самоопределении.
Только совместными усилиями всех специалистов мы можем обеспечить превращение учащегося из объекта педагогических воздействий в субъекта профессионального самоопределения.

Наталия СТЕБЕНЕВА,
педагог-психолог
областного Центра
психолого-педагогической
и социальной помощи
детям и подросткам,
г. Липецк
Тел.: (0742) 47-31-98, 47-32-07