Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2001

ИГРОТЕКА

ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ

Не знаю, как в других городах, а в Москве сейчас очень популярны проектные формы работы со школьниками. Проводятся конференции, конкурсы... Участие в них убедило меня и моих коллег в том, что не только у самих школьников, но и у взрослых, курирующих проекты, часто отсутствует четкое понимание того, что же они делают. И вообще, что такое проект.
Нередко за проект выдается обыкновенный реферат или эссе, реже — научно-исследовательская работа, что уже само по себе неплохо. Но проект — это не реферат и даже не научное исследование. Проект — это технология решения некоторой практической проблемы, создания конкретного «продукта». Проект — это воплощенная в реальном продукте продуманная деятельность человека. И понимаемый таким образом проект имеет огромную образовательную ценность. Потому что учит ребенка занимать и отслеживать позицию деятеля на всех этапах практической работы: от момента представления проблемы и постановки цели, связанной с решением этой проблемы, до этапа оценки результата.
Проектная технология — замечательный инструмент, позволяющий формировать у человека субъектную позицию. Есть, правда, маленькая проблема: нужно, чтобы педагог сам умел работать над проектом. То есть педагог, прежде всего, должен быть носителем субъектной позиции и владеть способами передачи этой позиции ребенку.
Как помочь и взрослым, и школьникам научиться проектному методу? Мы в своей школе много думаем об этом и кое-что уже придумали.
Мы предлагаем три различных формы работы, направленных на решение этой проблемы: психологическую игру для школьников, урок и деловую игру для педагогов.
Психологическая игра «Мы строим парк» и сценарий урока по русскому языку разработаны совместно психологом и педагогом выпускного класса (М. Битяновой и Т. Ульяновой) на основе проектной технологии. Игра и урок создавались вместе и имеют ценность именно в тандеме. Уроки с элементами проектной технологии помогли детям освоить проектную деятельность, а игра закрепила полученные навыки.
Деловая игра направлена на освоение этой технологии самими педагогами. Она была проведена в начале учебного года, предшествовала «запуску» проектной работы в детском коллективе и помогла многим педагогам осознать ценность такой работы и ее внутреннюю логику.

МЫ СТРОИМ ПАРК

Психологическая игра - проект для учащихся 3 - 5-х классов

Игровая цель

Создать макет парка отдыха для волшебного города.

Психологическая цель

Обучить детей навыкам проектирования в рамках совместной практической деятельности.

Психологические задачи

Создать в детском коллективе ситуацию, требующую от каждого его члена ответственного поведения.
Научить детей ставить перед собой задачи и организованно их решать.
Сформировать у детей навыки командной работы.

Материалы

Плакат-шаблон будущего парка, шаблоны парковых объектов, технические задания, тексты анкет, цветные мелки, фломастеры, шариковые ручки, бумага А4, колокольчик, секундомер.
Рабочие материалы к игре — такие, как анкеты «Виды работ», «Каким ты хочешь видеть свой парк?» и технические задания, даны в приложении.

Этапы игры

1. Разминка.
2. Погружение детей в игровую ситуацию. Постановка цели игры.
3. Разработка общего плана работы над эскизом парка.
4. Проведение опроса и обработка данных анкетирования.
5. Разделение на рабочие группы и подготовка макета парка.
6. Оценка созданного проекта.
7. Обсуждение игры.

Длительность игры 1,5 часа.

Ход игры

После разминки, которая должна проходить в другом помещении, дети заходят в зал. Звучит музыка, в помещении полумрак. Дети рассаживаются в центре зала на ковре. Некоторое время они молча сидят, привыкая к обстановке.

Ведущий. Мы находимся с вами в волшебном городе. В нем живут взрослые и дети, а управляют городом феи, делают они это с помощью доброго волшебства. Дети волшебного города — это вы, его взрослые жители — ваши учителя, присутствующие на игре. А феями сегодня будем мы, ведущие. Итак, мы в волшебном городе...
Дети волшебного города, как и дети любого другого города, ходят в школу, гуляют, отдыхают в свободное время, любят интересные игры и развлечения, слушаются взрослых.
Но однажды случилось вот что... (пауза). Дети решили, что им не нравится то, что с ними обращаются, как с маленькими: не советуются, принимают важные решения без них, диктуют им, когда учиться, а когда отдыхать. «Хотим быть взрослыми! — заявили они. — Хотим вместе с феями управлять нашим городом».
Взрослые рассердились, но феи решили поступить по-другому. «Хотите быть взрослыми? Хотите, чтобы ваше мнение учитывалось? Хорошо. Но сначала докажите, что можете поступать по-взрослому. Вы готовы к испытанию?» — сказали они детям. «Да! Да! Да!» — закричали дети. И испытание началось...

Включается свет. Ведущие появляются перед детьми в игровой одежде: на плечи накинуты серебряные шарфы, на голове у них обручи. Теперь феи обращаются к сидящим перед ними детям.

Ведущий. Мы хотим вас проверить с помощью настоящего взрослого дела, которое вы должны выполнить сами от начала до конца при минимальной помощи взрослых. В этом году мы планируем возвести в нашем городе парк отдыха для детей. При строительстве этого парка мы хотим учесть пожелания всех детей нашего города (конечно, при условии, что эти пожелания осуществимы; хоть мы и феи, но к волшебству прибегаем в самом крайнем случае).
Итак, вот что вам нужно сделать. Вам необходимо создать макет парка отдыха. Знаете, что такое макет?

Ведущий показывает детям приготовленный шаблон. Он представляет собой два листа ватмана, склеенных вместе. По краю идет линия, обозначающая границу парка. Внутри выделены три большие зоны.

Ведущий. В этом макете должны быть учтены интересы и пожелания всех детей города, он должен быть красивым (чтобы парк украсил, а не испортил общий вид нашего замечательного города), он должен быть реалистичным: все, что вы запланируете в парке, будет строиться без помощи нашего волшебства (хотя один волшебный сюрприз мы все-таки запланировали).
Итак, ваш макет должен быть: реалистичным, практичным, эстетичным (красивым).
Если вам удастся создать макет, который все жители города (взрослые, дети, феи) оценят как хороший или отличный, вы получите право управлять нашим городом наравне со взрослыми и феями.

Звучит колокольчик, как знак перехода к следующему этапу игры.

Ведущий. Сейчас вам предстоит определить общий план вашей работы: с чего нужно начинать? Какую работу необходимо провести прямо сейчас, а какая может еще подождать?
Каждый из вас получит список, который называется «Виды работ». Текст на нем начинается с вопроса: «Что нужно сделать, для того чтобы создать макет парка?» Далее перечислены различные виды работ, которые так или иначе связаны с возведением парка отдыха. Ваша задача: внимательно прочитать этот список и пометить для себя те виды работ, которые необходимы для создания макета. В качестве подсказки могу вам сказать, что обязательными являются четыре пункта из этого перечня. На эту работу вам дается три минуты...

Ведущий засекает время.

Ведущий. А теперь ваша задача составить общий список необходимых работ. Все те виды работ, которые есть в ваших списках, у меня записаны на отдельных листах. Обсудите и отложите в отдельную стопочку те листы, на которых написаны самые необходимые виды работ. На групповое обсуждение вам дается десять минут.

Участники выполняют задание.

Ведущий. А теперь расположите выбранные виды работ в том порядке, в котором их нужно, по вашему мнению, выполнять. И именно в таком порядке прикрепите листы на стенд... Зачитайте, пожалуйста, всем присутствующим, что именно вам предстоит сделать и в каком порядке.

Если ведущий замечает нелогичность в рассуждениях детей, он может задавать им дополнительные вопросы.
Звучит колокольчик.

Ведущий. Итак, что мы сейчас делаем с вами по плану? Вы должны подумать, каким бы вы хотели видеть этот парк. Сейчас вам для этого предстоит заполнить анкету.

Ведущий раздает анкету и вместе с детьми ее обсуждает. Ведущий зачитывает все пункты анкеты. Дети выбирают три любых пункта. Далее каждый получает три белых кружка.

Ведущий. Обратите внимание: у стены стоят пять стульев. На каждом из них лежит лист бумаги с названием той или иной парковой территории. Положите свои кружки на те стулья, к которым прикреплены выбранные вами парковые зоны...
Давайте посмотрим, какие три парковые территории оказались наиболее популярными? Какие оказались в меньшинстве? Давайте обозначим каждую из трех выбранных большинством зон определенным цветом. Пока это и будут рабочие названия наших парковых территорий: голубая, красная, желтая. Но! Вы должны помнить, что в макете парка нужно учесть интересы всех жителей, в том числе и тех, кто оказался в меньшинстве. О том, как это сделать, мы подумаем чуть позже.
В любом парке кроме отдельных парковых зон есть и общая территория: дорожки между отгороженными участками, места для отдыха и питания, клумбы, возможно — фонтаны. Что лично вам больше всего хочется видеть на общей парковой территории? Посмотрите вторую часть анкеты — она состоит из девяти пунктов. Выберите из них пять, которые кажутся важными лично вам...
Теперь нам нужно обобщить полученные данные. Отдайте свои анкеты феям, они подсчитают и скажут нам, какие объекты оказались самыми популярными.
Мы выполнили первый пункт плана? Что теперь нам предстоит сделать? Итак, мы переходим к следующему пункту вашего плана.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

(Окончание следует)