Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2001

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ТАНК СРЕДИ ЦВЕТОВ

Я живу в городе Белореченске Краснодарского края. Это обычный провинциальный городок, ничем не выделяющийся среди сотен других городов нашей страны. Тихая размеренная жизнь — вот что бросается в глаза человеку, впервые посетившему Белореченск. Но и сюда, в эту тишину, долетели искры далекой от нас, как нам кажется, Чеченской войны. (Из средств массовой информации мы постоянно получаем сведения о том, что из Чечни выехало такое-то количество мирных жителей, а обязательства по их размещению берут на себя главы таких-то городов.)

ЧЕЧЕНЕЦ

На нашей улице, состоящей из ряда похожих друг на друга одноэтажных домиков, появился новый житель. О его приезде я услышала от бабушки-соседки. Старушки судачили на лавочке о том, что скоро приедет пацаненок-чеченец, якобы из самой «горячей точки». И он действительно приехал. Вскоре я узнала, что та бабушка, которая поселилась через три дома от нас месяц-два назад — беженка, а приехавший ребенок — ее родной внук.
В этот же вечер к нам пришла соседка и с возмущением сказала, «что вот, мол, душегубы и сюда добрались, душить их надо, а мы их тут принимаем. Так мало того, что сама приперлась, еще и сопляка с собой привезла, небось тоже бандюгой вырастет». Услышав это, я подумала, что мальчику, наверное, лет двенадцать. После слов соседки мне стало как-то не по себе, весь вечер прошел мрачно.
Наутро я ушла на работу и, включившись в обычный распорядок жизни, забыла обо всем. Вспомнила я о мальчике только в субботу, когда гуляла со своим племянником возле дома. Сережка (так зовут племянника), как всегда, строил песочные домики, а я сидела на лавочке и читала книгу. Услышав топот детских ног, я подняла голову и увидела, что дети собрались возле дома новых соседей и о чем-то оживленно галдят. Мы с Сережкой подошли к ним и услышали от Вовки-соседа, что сейчас ребята будут знакомиться с чеченцем.
Я отвела Вовку в сторону и сказала, чтобы он не смел называть мальчика чеченцем, у всех у нас есть имя. Дети замолчали. Когда ребенок появился, я не смогла скрыть удивления: «душегуб», «бандюга» оказался мальчиком лет 5–6 — маленьким, худеньким. Давно нестриженные темные волосы торчали от макушки во все стороны, из-под челки смотрели испуганные черные глазки. Все тело ребенка, несмотря на то что было только начало мая, покрывал бронзовый загар.
Мальчик внимательно смотрел на толпу и, когда один из детей подошел к нему поближе, кинулся драться, успев перед этим плюнуть в рядом стоящего мужчину. На этом наше первое знакомство с мальчиком закончилось, бабушка утащила его домой. Взрослые были возмущены, говорили, что вот, мол, только этого нам не хватало.

СТРАХ МАЛЬЧИКА

По дороге домой Сережка спросил:
— Дакунь (меня зовут Даша, но племянник не признает этого имени и называет так, как ему больше нравится, — Дакуня), а почему этот мальчик подлался с Килилом?
Я ответила, что не знаю.
— Но драться — некрасиво.
Весь оставшийся день я думала о том, что произошло, и решила во что бы то ни стало подружиться с мальчиком.
Мы с племянником часто прогуливались возле его дома, и я видела, что Ренат (так зовут мальчика) подглядывал за нами из-за забора, но выйти не решался. Через несколько дней я купила Сережке в подарок красивый разноцветный трактор. Он вынес его на улицу, чтобы покатать на веревочке. Мы шли по дорожке, Сергей мне возбужденно рассказывал, что когда он вырастет, то будет трактористом.
Так, незаметно мы подошли к дому Рената. Вдруг скрипнула калитка, Ренат выбежал, схватил трактор и остановился. Переведя дыхание, он заявил Сереже, что трактор его, и что мы его украли. Я сказала, что трактор подарили Сереже на день рождения, но если он хочет, пусть приходит к нам и играет нашими игрушками. На мое удивление, Ренат согласился и охотно пошел с нами.
Возле кучи песка валялось много игрушек, и Ренат с удовольствием начал ими играть: он строил что-то из кубиков, играл с машинками, насыпал песок в ведро. Разыгравшись, он рассказал, что когда-то у него тоже было много игрушек, но дом, где он жил, взорвали. После этого настроение мальчика изменилось, взгляд стал диким, и он убежал домой. Я поняла, что большинство воспоминаний вызывают у ребенка страх, в преодолении которого ему обязательно нужна помощь.

ХОРОШИЙ ВОЛК

Являясь студенткой факультета психологии Ростовского государственного педагогического института, я подумала, что могу попробовать помочь Ренату в преодолении этого страха, тем более что мы как раз начали изучать основы психокоррекционной работы под руководством удивительного преподавателя — Аллы Анатольевны Осиповой. Я решила рискнуть и в качестве основного метода выбрала сказкотерапию.
Я не сразу приступила к работе — ждала, пока Ренат совсем перестанет нас бояться. Он играл с племянником на песке, забегал к нам во двор, но в дом заходить не решался. Однажды, во время игры, у одной из машинок отвалилось колесо. Племянник сильно расстроился, а Ренат взял колесико и самостоятельно прикрепил его на место. Тогда я сказала ему, что у нас в доме стоит большая игрушечная машина. Она очень красивая, но у нее отломались два передних колеса, и никто не может их починить. Я предложила Ренату пойти посмотреть, вдруг у него получится. Видно было, что ребенку очень понравилась эта затея, но в глазах я увидела смятение. Тут в разговор вмешался племянник: «Ленат, ну посли! Масына такая класивая, плавда!»
И он согласился. Подойдя к машине, он внимательно на нее посмотрел, покрутил ее, взял в руки оба колеса и сказал, что колеса нужно закрепить гайками, потому что у них сломалась резьба. Я пообещала ему обязательно найти гайки и позвать Рената, чтобы он починил. Тут племянника позвала мама, и он убежал.
Я, не теряя времени, предложила Ренату посмотреть наши книжки. Он пошел, но без большой охоты. Тогда я предложила ему выбрать любую сказку с тем, чтобы я ему ее прочитала. Он не раздумывая ткнул пальцем в первую попавшуюся книжку. Это была сказка «Красная Шапочка». Я предложила ему сесть рядом за мой письменный стол, но он попросил пойти туда, где стоит кулек с игрушками. Это была наша кухня-столовая. Я согласилась. Он сел на ковер и взял машинку. Я начала читать.
Поначалу мне казалось, что ребенок меня вообще не слушает, а лишь монотонно передвигает игрушечную машинку по полу. Но когда он услышал, что волка разрезали дровосеки, то заерзал машинкой сильнее, а потом вообще ее остановил.
Я дочитала сказку и спросила у Рената, как он относится к волку, считает ли его плохим? Ренат удивленно поднял на меня глаза и сказал, что волк хороший, он просто очень хотел кушать, поэтому и съел бабушку и Красную Шапочку. Я заметила, что он мог бы съесть что-нибудь другое, например, сварить себе борщ. Мальчик сказал, что у волка нет денег. Тогда я возразила, что волк мог бы их заработать. Ренат ответил, что работать негде, потому что идет война. После этого он поднялся и убежал домой. На чтение сказки и ее обсуждение у нас ушло около 20 минут.

ПОДГОТОВКА К СКАЗКЕ

Всю следующую неделю я работала, поэтому видела Рената лишь мельком. Один раз мальчика приводила к нам его бабушка, чтобы он поиграл с Сережкой. Ренат построил очень красивый дом из песка.
Люди на улице к новым соседям относились по-прежнему настороженно, некоторые даже пытались убедить мою сестру, чтобы та не разрешала Сергею играть с Ренатом.
В субботу днем я вышла за калитку и невольно застыла в изумлении. Над песком, склонившись, сидели два ребенка. Один — светленький, белокожий, другой — смуглый, темненький, такие одинаковые и такие разные. Сергей, который с пеленок находился в тепле, и Ренат, который вместо колыбельных песен слышал выстрелы орудий. Но сейчас все осталось там, позади, сейчас дети играли!
Тут я вспомнила, что пришла позвать их на чай. Сказала, чтобы они собирали игрушки и шли мыть руки. Ренат помог собрать игрушки, но чай пить наотрез отказался. Настаивать я не стала.
Пока дети собирали игрушки, вышла сестра и сказала, что Сереже пора спать. Тот нехотя пошел домой, и я увидела, что Ренат расстроился. Я предложила ему зайти к нам: мы найдем какую-нибудь игру и вместе поиграем. Он согласился. Эту «игру» я продумала заранее. Зная, что главным страхом ребенка является страх разрушения домов, в основу этой игры я взяла сказку «Три поросенка» (как вы помните, там волк разрушил дома). Я решила проиграть с мальчиком эту сказку с помощью пальчиковых кукол.
Сначала я предложила Ренату вместе сделать куклы. Для этого мы взяли четыре теннисных шарика, нож, маленькие маникюрные ножницы и два фломастера: розовый и серый. Я сказала Ренату, что я буду прокалывать шарики, а он аккуратно будет прорезать их маленькими ножницами. Он сказал, что лучше наоборот. Я согласилась.
Первые два шарика он проколол хорошо. Я аккуратно прорезала вокруг проколов дырочки и отложила их. Третий шарик Ренат испортил (нож прошел полностью через весь шарик), и его пришлось выбросить. Я принесла еще один.
Когда закончили прорезать отверстия, я взяла фломастеры и предложила мальчику нарисовать мордочки. Для примера я нарисовала одного поросенка. Ренат взял другой шарик, покрутил его в руке и попросил серый фломастер, чтобы нарисовать волка. Нарисовал глаза, чуб и два больших клыка. Я дорисовала поросят. Мы отложили наших героев на край стола. Я принесла три бумажных домика (мы их позаимствовали у племянника из его игры). Взяла книжку «Три поросенка» и стала читать.

Дарья СВЕШНИКОВА,
психолог-стажер
Ростовского государственного
педагогического университета,
г. Белореченск,
Краснодарский край

(Окончание следует)