Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2001

ИГРОТЕКА

ЗЕРКАЛА: МОЛЧАЩЕЕ И ГОВОРЯЩЕЕ

Первым идею этого упражнения высказал Г.И. Марасанов и назвал его «Не дыши в затылок». Я провожу это упражнение в разнообразных модификациях в зависимости от особенностей тренинговой группы. Такой игровой прием обычно очень нравится участникам. Его выполнение проходит, как правило, весело и оживленно. В группах подростков и старшеклассников почти все стремятся получить свое отражение как можно в большем количестве зеркал.

Ведущий. Каждый из нас ежедневно смотрится в зеркало. Представим, что на этой стене висит большое зеркало. Один из нас — по желанию — станет человеком, смотрящимся в него. А вот зеркалом ему будут служить двое членов нашей группы.
Все остальные участники располагаются за спиной основного игрока. Они будут по одному бесшумно приближаться к человеку, смотрящемуся в зеркало. Поскольку он стоит спиной к группе, то только по отражению в зеркале, точнее в двух зеркалах, он сможет определить, кто из участников подошел к нему сзади.
Одно из зеркал будет молчащим: оно сможет объяснить, кто находится за спиной смотрящегося, только с помощью мимики и жестов. Второе зеркало — говорящее. Оно должно произносить фразы, характерные для подошедшего сзади человека, стараясь сымитировать его интонацию, тембр голоса.

Затем ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который будет смотреться в зеркало. А этот игрок выбирает из группы двух человек, которые станут молчащим и говорящим зеркалами. После того как игрок сделал выбор, ведущий дает зеркалам более подробную инструкцию.

Ведущий. Зеркала встают рядом у стены. Отражение зеркалами происходит по очереди. Сначала работает молчащее зеркало. Если основной игрок не может угадать, кто стоит у него за спиной, то в игру вступает говорящее зеркало и произносит одну — только одну! — фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова начинает действовать молчащее зеркало и так далее.
Задача игрока — как можно быстрее угадать, кто же стоит у него за спиной.
Для зеркал есть определенные условия. Молчащее зеркало фактически не ограничивается в способах отражения. Правда, не нужно просто бездумно копировать все, что будет делать человек за спиной основного игрока. Попробуйте изобразить типичные для человека жесты, манеру двигаться, походку, характерные позы. Но не стоит изображать только внешние особенности людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.

Последнее предупреждение необходимо делать в тех случаях, когда упражнение применяется на начальных этапах работы — особенно в подростковой или юношеской группе. Подростки зачастую не щадят друг друга и утрированно указывают на физические недостатки других, что может привести к болезненным реакциям и неконструктивным конфликтам. Впрочем, следует оговориться, что ведущий может осознанно пойти на это с целью спровоцировать обсуждение подростками своего физического «Я». Но это иная песня, и смысл упражнения при этом тоже изменится.

Ведущий. На говорящее же зеркало накладывается ряд четких ограничений. Во-первых, естественно, запрещено называть имя человека, стоящего за спиной основного игрока. Во-вторых, нельзя просто от его имени описывать его личностные особенности или узнаваемые жизненные моменты (типа «Я тихий и робкий», «У меня дома живет овчарка Джек» и т.п.). Зеркало может только отражать, значит, нужно повторять те фразы, которые реально произносил отражаемый человек.
Через несколько минут ведущий предлагает сменить основного игрока, а тот получает право поменять зеркала. Раскусившие смысл игры участники часто даже конкурируют за право стать основным игроком и проверить свою способность понимать сообщения зеркал.
Естественно, что почти все стремятся увидеть свое отражение, порой используя для этого разные зеркала. Трех-четырех циклов игры бывает достаточно, чтобы не потерять темп занятия.
Прошедшую игру следует обязательно отрефлексировать. Можно обсудить такие вопросы.

  • Кому из игроков потребовалось меньше всего зеркальных отражений, чтобы определить, кто находится за его спиной?

  • В чем секрет такой прозорливости?

  • Кто из участников группы оказался самым талантливым зеркалом? Что ему в этом помогло?

  • Кто из участников удивлен тем, как был отражен зеркалами?

  • Что вы почувствовали, когда увидели свое отражение?

Во время обсуждения часто возникают вопросы участников друг к другу, например:

  • Миша, а что означал вот этот твой жест, когда ты показывал меня?

  • Марина, а что, я вправду так говорю?

  • Неужели я обычно так размахиваю руками?

Ведущему следует провести обсуждение игры в мягкой, шутливой форме, чтобы полученная ребятами обратная связь была воспринята, а не категорически отвергнута.

* * *

Есть еще один вариант проведения этой игры. Живыми зеркалами становятся все участники группы. Основной игрок (доброволец) может подойти к любому из членов группы и задать вопрос: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи... Какой я?» Тот, к кому обращен вопрос, вербально или невербально отражает основного игрока: он демонстрирует либо яркие особенности его внешних поведенческих проявлений, либо произносит типичные, характерные для него фразы и высказывания. «Отразиться» игрок может по желанию в каждом из участников группы. Хорошо, если все желающие смогут побывать «человеком в галерее зеркал».

Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук

TopList