Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2001

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ТАНК СРЕДИ ЦВЕТОВ

Окончание. Начало см. № 11, 2001 г.

Сначала Ренат сидел задумавшись, в его глазах была тоска. К тому моменту, когда волк не смог разрушить третий домик, его взгляд сначала потеплел, а потом вновь стал грустным. Сказка закончилась. Я отложила книжку и сказала Ренату, что теперь мы будем играть. Я буду двумя поросятами и волком одновременно, а он пусть будет маленьким слабым поросенком.
Когда же дело дошло до второго домика, который должен был сдуть волк, Ренат не захотел быть слабым поросенком, а превратился в волка. Я сказала ему, что это не его роль. Он снял с пальца куклу, кинул на стол и слез со стула. Занятие длилось около 30–35 минут. Я предложила мальчику попить чаю, но он отказался. Я взяла пакет, положила туда несколько пирожков и дала Ренату. Он сказал «большое спасибо» и пошел. На пороге обернулся и спросил, можно ли ему угостить бабушку, я кивнула, и он побежал домой.

РАЗНЫЕ СЮЖЕТЫ

Из-за моей работы я встречалась с Ренатом один раз в неделю — по субботам. Перед третьим занятием я подготовила три листа белой альбомной бумаги и набор остро заточенных цветных карандашей. Положила все это на стол в столовой и пошла в магазин за хлебом.
Возвращаясь из магазина, я увидела Рената, который сидел на лавочке и был чем-то огорчен. Я села с ним рядом и спросила, почему он такой грустный. Ренат ответил, что Сергея нет, поэтому ему очень скучно. Я предложила зайти к нам и порисовать. Я видела, что ребенок рад этому предложению, но старается скрыть свои чувства. Он вскочил с лавочки и предложил мне помочь понести хлеб. Ренат с гордостью понес пакет в дом.
Я предложила Ренату присесть за стол. Он аккуратно сел на самый краешек стула и, как зачарованный, стал смотреть на карандаши. Я спросила, нравятся ли они ему. Он ответил, что никогда не видел таких красивых цветов (карандаши действительно очень красивые и у них большая цветовая гамма —
36 цветов). Я придвинула Ренату бумагу и предложила порисовать. Он у меня спросил, что нужно рисовать. Я предложила сделать рисунок в подарок бабушке на день рождения. Ренат кивнул. Я включила тихую спокойную музыку — «Звуки леса».
Чтобы не мешать Ренату, я взяла книжку и села за другой конец стола. В течение первых 2–3 минут мальчик просто сидел, затем взял фиолетовый карандаш и начал рисовать, сильно надавливая на бумагу. Вскоре он смял этот лист, отбросил карандаш и задумался. Я попросила его показать мне, что же он нарисовал. Он нехотя подал смятый рисунок. Развернув его, я увидела деревья с облетевшими листьями, а за ними танк. (Весь рисунок поместился у Рената в самом низу листа на всю его ширину.) На вопрос, почему он смял рисунок, Ренат ответил, что у бабушки день рождения весной, а у него на рисунке осенний лес.
Тогда я попросила просто дорисовать листики на деревьях, на что он возразил, что тогда не будет видно танка. Ренат взял другой лист и через некоторое время нарисовал дерево, вокруг него три цветка: два красных и один оранжевый, желтое теплое солнышко с синими лучами, а за деревом — зеленый танк. (Рисунок также помещался внизу листа, кроме солнышка — оно светило в самом центре.)
Ренат с гордостью подвинул мне рисунок и сказал, что бабушке он бы очень понравился, но лучше он подарит его мне. Я поблагодарила мальчика. Тут Ренат вспомнил, что ему нужно полить клумбу, и пошел домой. На все занятие у нас ушло около 45 минут.

ДОБРЫЙ ГОРОД

В очередную субботу, отправив племянника спать, я предложила Ренату вместе придумать сказку. Он засмущался, сказал, что не сможет. Я его успокоила, что говорить буду я, а он только дополнять. Ренат кивнул.
Я начала рассказывать, что далеко-далеко есть красивый город, где живут гномы. Ренат сказал, что у этих гномов есть очень маленькие домики, возле домиков — цветы, но в окне одного из домов — подушка вместо стекла. Тогда я предложила ему застеклить окно, он с радостью согласился, но с условием, что когда он все сделает, то поставит туда цветок. Я поинтересовалась, какой именно. Он задумался и показал пальцем на подоконник, где у нас стоит герань. Он сказал, что у них ТАМ тоже был такой цветок, только горшок был не коричневый, а белый. Я сказала, что он может поставить не один цветок, а несколько.
Затем мы описывали улицы, парки, деревья, у одного гнома даже был красивый мерседес, на котором он катал других гномов. В центре города была кулинария, где продавали булочки, печенье и большой шоколадный торт. Потом гном, у которого был мерседес, купил этот торт, и все жители города ели его.
Мы могли бы еще долго сочинять, но прибежал племянник, который так и не заснул, и сказал, что хочет чаю. Я предложила Ренату попить чай с нами, и он, смутившись, согласился. Мы нагрели чайник, достали конфеты и печенье. Сначала Ренат только потихоньку отпивал чай, ничего не беря из вазочки. Потом аккуратно взял одно печенье и начал откусывать его потихоньку.
Но тут вмешался Сережка. Он запустил руку в вазочку, достал оттуда горсть конфет и печенья, положил рядом с Ренатом и сказал: «Давай наперегонки». Они начали лопать все с молниеносной быстротой. Так через пять минут на столе осталась одна конфета. Ребята глянули друг на друга, Сережка протянул руку, развернул конфету и... поделил ее пополам.
Так прошло наше веселое занятие, плавно перешедшее в чаепитие. На все это у нас ушло около часа.
Вечером, когда мы уже собирались спать, племянник подошел ко мне и похвастался, что он, Ренат и два других мальчика сегодня играли в футбол. Он с Ренатом был в одной команде, и они победили. Я их похвалила, а про себя подумала, что в поведении Рената произошел серьезный сдвиг (до этого он не играл ни с кем, кроме Сергея).

ЧТОБЫ ЖИТЬ ВМЕСТЕ

Когда приблизилась суббота, я решила, что нужно вновь проиграть с Ренатом сказку «Три поросенка». Я хотела сопоставить результаты новой игры-занятия с первой.
Утром Ренат пришел к Сергею, но тот ушел с мамой на рынок. Чтобы Ренат не скучал, я предложила ему поиграть в «Три поросенка». Ренат несмело попросил, можно ли он будет не одним поросенком, а тремя сразу. Я была сильно удивлена. Игра у нас пошла как по маслу: поросята мужественно боролись с волком, а затем предложили волку построить один общий большой дом, жить вместе и не ругаться. Все занятие у нас заняло около 45 минут.
После игры Ренат помог мне собрать куклы в одну коробку и попросил поиграть в эту сказку вместе с Сережей. Я ответила, что мы обязательно поиграем втроем. Ренат уже собрался уходить, когда мы услышали, что племянник вернулся с рынка. Он радостно вбежал по ступенькам и заявил, что они всем купили по пирожному и Ренату тоже. Я видела, что в глазах Рената светилась радость, он сказал «большое спасибо». Ребята взяли сладости, я налила им компот и ушла в комнату.
Больше я не проводила с Ренатом индивидуальные игры, так как увидела, что он играет с другими детьми и у него это неплохо получается. Ребенок стал очень ответственным (несколько раз я посылала его в соседний ларек за хлебом, и он исправно мне его приносил вместе со сдачей, его бабушка тоже стала давать внуку подобные поручения).
Летом Ренат помогал бабушке в огороде, за что та подарила ему котенка. Он кормит его, регулярно меняет воду и даже купает.
В августе бабушка Рената пришла к нам за советом, отдавать ли внука в детский сад. Я сказала ей, что желательно бы, ведь на следующий год ему в школу. Пойдет в сад, будет там общаться с ровесниками, развиваться. Началось долгое оформление в детский сад, но бабушка стойко выдержала это. Где-то с середины сентября ребенок пошел в подготовительную группу, и пока жалобы на его поведение не поступают...
Если мои игры-занятия действительно помогли, то я безумно рада, потому что одним счастливым ребенком стало больше...

Дарья СВЕШНИКОВА,
психолог-стажер
Ростовского государственного
педагогического университета,
г. Белореченск,
Краснодарский край

P.S. Недавно я узнала, что скоро должна приехать мама Рената. Я очень переживаю, что ее травматический опыт скажется на хрупком мире, установившемся в душе ребенка. Но, может быть, ребенок сможет помочь своей маме? Как знать...

TopList