Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2001

РЕПОРТАЖ

ПРАЗДНИК МОСКОВСКИХ ПСИХОЛОГОВ

4 марта в Москве прошел финал конкурса «Учитель года — 2001» в номинации «Практический психолог образования». Несмотря на феминистские настроения членов жюри, победителем конкурса стал представитель сильного пола

Организаторы конкурса — Психологический институт РАО и городской психолого-медико-социальный центр Комитета образования г. Москвы — провели большую предварительную работу, отобрав из многочисленной армии московских психологов двенадцать претендентов. В их числе было два представителя сильного пола. Отличались конкурсанты и по возрасту: приятно было отметить, что на сцену выходили как симпатичные молодые девушки, так и не менее симпатичные, но более опытные психологи.
Большой зал Психологического института РАО был полон: поболеть за своего психолога пришли не только учителя и руководители школ, но и ученики. Эти «группы поддержки» часто весьма бурно реагировали на успехи своего претендента, так что стены почтенного института с трудом выдерживали выброс положительных эмоций.
С приветственным словом к участникам конкурса обратился директор института В.В. Рубцов. Поздравив финалистов конкурса, он особо отметил тот факт, что конкурс проходит в стенах первого в России и лучшего в мире научного психологического учреждения — Психологического института Российской академии образования.
Хочется отметить, что сотрудники этого института не только любезно предоставили московским психологам помещение, но и оказывали посильную помощь и поддержку.
Конкурсные события разворачивались следующим образом. Сначала все претенденты по очереди выходили на сцену и устраивали самопрезентацию в меру своих представлений об этом процессе. А представления эти, надо сказать, были самыми различными. Кто-то читал стихи, кто-то пересказывал свою биографию, кто-то разыгрывал мини-спектакль.
Надо отметить, что это было самой пресной частью конкурса: все слишком затянулось и к концу презентации аудитория явно заскучала. Многие из претендентов так старались показать себя с лучшей стороны, что забывали про время и зрителей. А это, на мой взгляд, — большой минус психологу как профессионалу. Отсутствие обратной связи было едва ли не самой серьезной ошибкой многих конкурсантов.
Повторилась она и на следующем конкурсном задании. Демонстрируя «домашнюю заготовку», многие не смогли понять, что интерес к их выступлению в какой-то момент пропал и надо остановиться.
Представляя свою работу, психологи шли разными путями. Кто-то демонстрировал фрагмент урока или группового занятия. Безусловно, наиболее зрелищно смотрелись «постановочные» выступления, которые специально были подготовлены для конкурса. Особенно если в этом принимали участие дети. Здесь было хорошо видно, насколько психологу удалось установить контакт и взаимопонимание с ребятами. Правда, часть конкурсантов чрезмерно увлеклась песнями и танцами.
Некоторые участники демонстрировали, как они работают с учителями. Наименее удачными были те выступления, в которых взрослые заменяли детей. Хотя они при этом очень старались, но игра есть игра...
Наибольшее оживление в зале возникало, когда конкурсанты обращались непосредственно к зрителям, вдохновляя их на общение друг с другом, на выполнение упражнений и пальчиковых игр.
В общем, все пело и плясало, а по залу летали разноцветные шарики. Психологи сменяли друг друга. После блистательного динамичного театрализованного представления нас погружали в романтически-философский транс, а затем приглашали понаблюдать за вполне серьезной работой. И все это — разные грани деятельности одного специалиста — школьного психолога.
В завершение участникам было предложено творческое задание-экспромт. Надо было за две минуты написать собственный «Билль о правах человека». И здесь психологи продемонстрировали свои универсальные способности. Они не только справились с заданием, но и сделали это ярко и неповторимо.
Год назад я присутствовала на аналогичном мероприятии. Нынешний конкурс стал более профессиональным. По крайней мере, выходящие на сцену стремились (за редким исключением) не только продемонстрировать себя, свои вокальные и танцевальные возможности, но в первую очередь показать свою уникальность как профессионала. Год назад этот конкурс больше напоминал «капустник» или КВН, где практически все участники пели под гитару, танцевали и читали стихи. Стихи, правда, были и в этом году. Но мне показалось, что даже они стали лучше.
На конкурсе были представлены различные направления работы: тренинги, консультации, фрагменты уроков, телесная терапия и трансовые наведения. Жюри и зрители услышали немало восточных притч и метафор. Было видно, что московские практические психологи, работающие в образовании, могут и умеют очень многое.
При подведении итогов члены жюри (куда входили и ученые, и практики) были единодушны. Каждый из участников был оценен по достоинству. Действительно, уже одна решимость специалиста выйти на сцену и с энтузиазмом демонстрировать свою работу достойна восхищения. При этом прекрасно понимаешь, что любой конкурс — это игра, шоу. А ежедневная работа часто состоит из однообразных и рутинных, но не всегда ярких и зрелищных действий.
Но главное, что отличает всех участников конкурса — наличие внутренней энергии, которая позволяет самую рутинную работу превращать в творческий процесс. Это — своеобразный аккумулятор, от которого мог бы «зарядиться» не один начинающий психолог. Надо, чтобы на подобных конкурсах присутствовало как можно больше коллег-психологов.
Кстати, члены жюри, узнав, что среди претендентов есть мужчины, решили, что будут оценивать их очень строго. Ведь школьными психологами работают в основном представительницы прекрасного пола. Не хотелось, чтобы создалось впечатление, что лауреатство присуждается только лишь за принадлежность к сильной половине рода человеческого. Но несмотря на эту установку при подведении итогов все были как никогда единодушны. Андрей Викторович Милехин (учитель психологии школы № 1927 Восточного окружного управления образования) покорил буквально всех.
Но и работа остальных участников финального тура была оценена по достоинству! Они стали победителями в различных номинациях.
Праздник московских психологов состоялся. А это был действительно праздник, на котором, несмотря на всю его серьезность, и зрители и участники смогли отдохнуть душой, пообщаться друг с другом и получить огромный творческий заряд на будущее.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Городской психолого-медико-
социальный центр
Комитета образования г. Москвы
Тел.: (095) 308-06-42

ЛУЧШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ МОСКВЫ 2001 ГОДА

Андрей Викторович МИЛЕХИН

учитель психологии школы № 1927
Восточного окружного управления образования

2_2.jpg (6386 bytes)

«Главное для психолога — быть не как все...»

А.В. МИЛЕХИН: Я окончил школу десять лет назад и сразу же пошел работать вожатым в эту же школу. Одновременно поступил на психологический факультет. Я активно использовал знания, которые получал в институте, в работе с детьми.
Я убедился в том, что сразу после окончания института невозможно стать настоящим психологом. Для этого надо приобрести необходимые практические навыки, а самое главное — определенное мышление. Работа вожатым дала мне в этом плане очень много. Я работал в окружении прекрасных коллег-специалистов, потом вырос до учителя.
Теперь в моей практике все удачно сочетается: опыт работы вожатым, учителем и психологическое образование.

ФИНАЛИСТЫ КОНКУРСА — ПОБЕДИТЕЛИ В РАЗЛИЧНЫХ НОМИНАЦИЯХ

Светлана Юрьевна УСПЕНСКАЯ
педагог-психолог школы № 516 Юго-Восточного окружного управления образования
Номинация «Психологическая работа со старшеклассниками»

Наталья Сергеевна МИЛЬЦИНА
педагог-психолог школы № 847 Северного окружного управления образования
Номинация «Психологическая реабилитация школьников»

Елена Владимировна РУЗАНОВА
педагог-психолог школы № 1173 Южного окружного управления образования
Номинация «Профессиональная смелость и находчивость»

Вадим Борисович МОИСЕЕНКО
педагог-психолог школы № 1227 Южного окружного управления образования
Номинация «Психология и спорт»

Софья Юрьевна ТАРАСОВА
педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения Юго-Восточного управления образования
Номинация «Работа с детьми-сиротами»

Марина Анатольевна СТЕПАНОВА
педагог-психолог гимназии № 1541 Западного окружного управления образования
Номинация «Популяризация психологических знаний»

Ирина Валерьевна ЖУКОВА
педагог-психолог школы№ 841 Юго-Восточного окружного управления образования
Номинация «Психологическая работа с подростками»

Александра Владимировна РЕДЕЧКИНА
педагог-психолог школы № 36 Центрального окружного управления образования
Номинация «Использование активных методов в работе»

Любовь Александровна БЕЛОВА
педагог-психолог школы № 51 Юго-Западного окружного управления образования
Номинация «Психологическое взаимодействие
с педагогическим коллективом»

Лилия Викторовна КАНДЫБОВИЧ
педагог-психолог школы № 818 Северо-Западного окружного управления образования
Номинация «Многосторонность и универсальность в профессии»

Наталья Викторовна НИКОЛАЕВА
педагог-психолог школы № 1942 Юго-Восточного окружного управления образования
Номинация «Профессиональная увлеченность» и приз зрительских симпатий