Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2001

ТЕТ-А-ТЕТ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК МОТИВИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В последнее время в России появилось огромное количество литературы, посвященной психологическому консультированию. Многие специалисты размышляют, что же такое психологическое консультирование, и строят различные модели. Это говорит о том, что психологическое консультирование уже сформировалось как особый вид психологической практики.
Современное психологическое консультирование, как правило, представляет собой профессиональную деятельность, направленную на оказание помощи человеку в решении проблем, возникающих в различных сферах его жизнедеятельности. При этом подразумевается, что причины появления этих проблем — психологические.

ПОПОЛАМ С КЛИЕНТОМ

Человек, обратившийся за помощью, называется клиентом, а оказывающий помощь — консультантом. Как уже было сказано выше, для консультанта процесс работы с клиентом — деятельность, внутренне мотивированная и ориентированная на результат. А для клиента?
Цель консультативной деятельности в самом общем виде можно сформулировать следующим образом: решение проблемы (или проблем) клиента. Я полагаю, что каждый человек, обращающийся за психологической помощью, надеется именно на это. При этом большинство клиентов имеют весьма неопределенное представление о том, какими методами пользуется психолог для решения их проблем, и в чем, собственно, эта помощь может заключаться.
Безусловно, многие клиенты имеют собственные представления о том, чего они хотят в результате. Существует и мифология процесса консультирования, основанная на опыте общения с врачами в авторитарном обществе. Согласно этой мифологии, взаимодействие должно носить директивный характер. Но современное психологическое консультирование сформировалось в рамках гуманистической психологии и предполагает другой стиль взаимоотношений. Этот стиль отношений и связанные с ним методы психологической помощи доказали свою эффективность.
Для того чтобы помочь клиенту, консультант должен сделать его своим союзником, а значит, изменить его установки. Гуманистическая модель консультирования предполагает разделение ответственности за результат психологической помощи между консультантом и клиентом, а также изменение личности клиента. Это означает, что в процессе консультирования клиент также должен занять деятельностную позицию по отношению к предполагаемым изменениям.

ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Клиенты же далеко не всегда хотят меняться. Они хотят избавиться от проблем. Особенно четко это противоречие прослеживается при консультировании детей и родителей.
Например, родитель, обратившийся за помощью по поводу отклоняющегося поведения своего ребенка, хочет (более или менее осознанно), чтобы консультант изменил ребенка. Для этого родители готовы водить его на «сеансы» к психологу, но не считают необходимым менять что-либо в себе.
Понятно, что ребенок которого насильно привели на консультацию, испытывает целую гамму различных (в основном негативных) чувств и часто не признается в своих трудностях.
В этой ситуации главной задачей консультанта является мотивирование клиентов на сотрудничество и совместную деятельность по решению проблем.
Вообще, по моему мнению, мотивирование является главной составляющей успешного консультирования, поскольку без создания необходимой мотивации у клиента невозможно добиться устойчивых изменений.
Таким образом, весь процесс консультирования можно представить как последовательное создание мотиваций у клиента: сначала к сотрудничеству и к совместной деятельности с консультантом, затем — к изменениям, и в заключение — к творческому развитию системы отношений.

ПРИНЯТИЕ И ИНТЕРЕС

Естественно, что мотивирующая деятельность консультанта должна опираться на актуальные потребности клиента. Для того чтобы разобраться, какие потребности клиента необходимо учитывать в процессе консультирования, рассмотрим типичный случай консультирования в образовании.
В консультационной ситуации присутствуют три субъекта: родитель, ребенок и консультант.
Как говорилось выше, ребенок в начале консультирования переживает целый комплекс противоречивых чувств: здесь обычно присутствуют тревога, страхи, скрытый гнев и в то же время любопытство. Консультационная ситуация представляется ему потенциально опасной, поскольку предполагает контакт с незнакомым взрослым. Факторами тревоги выступают и новизна, и отрицательный опыт отношений с большинством взрослых вообще («опять будут мораль читать!»).
Обычно отношения ребенка со взрослыми не обеспечивали его базовую потребность в безопасности. Ребенок ждет очередного нападения на свою личность, ему трудно представить иной тип поведения со стороны взрослого. И если мы не опровергнем сразу этот стереотип, мы не сможем добиться хорошего рабочего контакта с ребенком.
Обеспечить потребность маленького клиента в безопасности можно лишь через полное и безусловное его принятие таким, каков он есть. Очень важно проявить подлинный интерес к личности ребенка и к его чувствам. Нужно дать ему понять, что вы признаете в нем отдельного, в большой степени самостоятельного человека, способного принимать независимые решения и имеющего право это делать.
Сделать это можно посредством налаживания диалога, темой которого будет не заявленное родителем нарушение, а вся жизнь ребенка целиком.
В этой работе можно использовать рисование, игры с куклами, рассказы (лучше всего, если консультант рассказывает истории из своей жизни). Персонифицированные, личностные истории, на мой взгляд, в гораздо большей степени способствуют установлению контакта и, как следствие, созданию мотивации к совместной деятельности, нежели отвлеченные рассказы. Впрочем, многое зависит от мастерства рассказчика.
Построенный таким образом диалог способствует тому, что у ребенка возникает чувство, что его принимают и понимают. Человек, способный тебя понять, безусловно вызывает доверие. Для ребенка становится интересно все, что исходит от консультанта. А это и есть главные составляющие мотивации к совместной деятельности.

ОТ ВДОХНОВЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Когда ребенок внутри консультационной ситуации чувствует себя безопасно, он обретает способность говорить о своих проблемах. При этом теперь он способен быть по-настоящему критичным к своему поведению. Признание клиентом того, что у него есть проблемы, — первый шаг формирования мотивации к изменениям.
Очень важно помочь ребенку сформулировать проблему таким образом, чтобы она действительно стала значимой для него. Ведь любая активность ребенка, в том числе и девиантная, удовлетворяет ту или иную потребность и в этом смысле вполне его устраивает. Для того чтобы побудить ребенка изменить это поведение, необходимо отыскать негативные последствия поведения для самого ребенка и позволить ему осознать их в полной мере.
Например, ребенок, постоянно «качающий права» перед учителями, реализует таким способом свою потребность в независимости и самоутверждении. Но тем самым он создает ситуацию еще большей зависимости: учителя ставят ему «двойки», и в результате он вынужден извиняться и договариваться с ними о том, как можно исправить эти оценки. Из-за «двоек» и жалоб из школы у него обостряются отношения с родителями, в результате чего ему отказывают в покупке компьютера, которого он давно ждал. В своих же конфликтах с учителями ребенок часто оказывается правым, но форма изъявления протеста приводит к плачевным последствиям для него самого.
Как правило, потери от девиантного поведения превышают выгоды, доставляемые им. Тем более что речь не идет об отказе от своего «Я». Скорее мы предлагаем ребенку попытаться изобрести и (или) освоить новые инструменты совладания с различными проблемными ситуациями. То есть стать сильнее.
И здесь мы переходим от принятия ребенка таким, каков он есть, к признанию его огромного потенциала. Но для осуществления изменений требуется энергия. На этом этапе ведущей мотивирующей деятельностью консультанта является вдохновение клиента. Чтобы изменения начали осуществляться, мы должны вдохновить ребенка и дать ему надежду. А вдохновение и надежда дают силы для принятия ответственности.
В практикуемой автором модели консультирования очень важно спланировать шаги изменений клиента таким образом, чтобы он сумел сразу же добиться пусть маленького, но успеха. Признание этого успеха работает на укрепление мотивации ребенка и способствует дальнейшему изменению его поведения.

БЕЗ ПОМОЩИ ВОЛШЕБСТВА

Успешное решение проблем ребенка чаще всего немыслимо без участия родителей. Но как было подчеркнуто выше, родители обычно не готовы активно участвовать в процессе консультирования, а тем более что-то менять в своей жизни и в себе. Поэтому их мотивирование не менее необходимо, чем мотивирование ребенка. Кроме того, консультанту важно получить от родителя честную и полную информацию о жизни семьи. И здесь, как и в ситуации с ребенком, опять всплывает базовая потребность в безопасности.
Каждый родитель имеет свой характер и свои потребности. В ситуации консультирования родитель ждет от психолога прежде всего поддержки и защиты.
Родители гораздо чаще детей демонстрируют свою беспомощность перед проблемной ситуацией и неспособность понять и изменить ее. Они стремятся к сочувствию, но ждут от консультанта советов по решению ситуации. Они хотят получить в результате взаимодействия с психологом конкретный продукт, выраженный в произошедших изменениях. Причем эти изменения должны осуществиться без их непосредственного участия, то есть волшебным образом.
Изменить эту установку можно, если двигаться от принятия и сочувствия к информированию и убеждению. Консультант должен опираться здесь на потребность родителя в собственной значимости — «без вашего участия ничего не изменится, вы, безусловно, — самый близкий и значимый для ребенка человек».
Необходимо передать клиенту уверенность в том, что он способен быть успешным родителем. Мотивация «быть успешным родителем» есть у подавляющего большинства людей, воспитывающих детей. Ее лишь нужно разбудить. И в этом нам помогут все те же вдохновение и надежда, в которых взрослые нуждаются не меньше, чем дети. Одна из важнейших задач консультанта при работе с родителями — переориентирование их с директивно-подавляющей коммуникации на проективно-вдохновляющую. Если вам удастся научиться вдохновлять родителя, вы наверняка добьетесь устойчивых изменений в поведении ребенка.

* * *

Таким образом, мотивирующая работа является обязательной составляющей процесса психологического консультирования, актуальной на разных этапах консультационного цикла. Формирование мотивации у клиента позволяет консультанту вступить с ним в отношения сотрудничества, помочь ему занять деятельностную позицию по отношению к самому себе. Мотивация у клиента формируется на основе его актуальных потребностей и укрепляется с помощью вдохновляющей коммуникации. Вдохновение является основным двигателем процесса успешного консультирования.

Александр ШАДУРА,
кандидат психологических наук