Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2001

НАШИ ДЕТИ

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ К ОПРОСНИКУ

Мы заканчиваем публикацию цикла статей доктора психологических наук Людмилы Николаевны СОБЧИК (см. «На основе ведущих тенденций», №№ 7, 9, 2001 г. и «Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик», № 11, 2001 г.). Предлагаемый вашему вниманию материал поможет в интерпретации результатов при работе с опросником Л.Н. Собчик

ЭКСТРАВЕРСИЯ (I)

Высокие показатели по этой шкале означают, что ребенок проявляет избыточную общительность, мешающую целенаправленности действий; повышенную отвлекаемость; болтливость. При чрезмерном количестве друзей и знакомых контакты ребенка с ними остаются поверхностными, неглубокими (много знакомых — мало настоящих друзей).
При обучении такие дети лучше усваивают материал в игровом, диалоговом режиме, чем по учебникам. Они шаловливы, смешливы, однако достаточно реалистичны и предприимчивы. Могут соврать, чтобы выйти из трудного положения, прихвастнуть, чтобы повысить свою значимость в глазах окружающих.

СПОНТАННОСТЬ (II)

Высокие показатели по этой шкале характерны для ребят с выраженной раскованностью, склонностью к свободному самоутверждению, стремящихся к лидированию или, по крайней мере, к независимости. Любые режимные рамки, стесняющие их свободу, вызывают противодействие. Это — наиболее непослушные дети, нарушающие все правила и общепринятые нормы поведения скорее из духа противоречия, чем со зла. Все запретное их притягивает. Отсюда ранний интерес к курению, алкоголю, наркотикам.
В ситуации семейного или школьного конфликта дети данного типа склонны к уходу из дома, к бродяжничеству. Это — самые злостные прогульщики и нарушители школьного режима. Учатся неровно, в основном опираются на богатую интуицию, умело пользуются подсказками, легко воспроизводя целое из маленькой детали.
В школе такие дети — бич, но в своей дальнейшей жизни многие из них, благодаря предприимчивости, изворотливости и смелости, могут достичь небывалых успехов, сделать гениальные открытия, и тогда учителям бывает совестно за свою недальновидность.

АГРЕССИВНОСТЬ (III)

Повышенные показатели (4–5 баллов) по шкале агрессивности (стеничности) говорят о выраженной уверенности ребенка в себе, стремлении к самоутверждению, к двигательной активности и самостоятельности. Шесть баллов указывают на излишнюю активность, импульсивное поведение при низкой подчиняемости, небрежность в выполнении заданий, склонность к агрессивным поступкам и прогулам, вплоть до злобных хулиганских действий.
Такой тип личности более характерен для мальчиков, особенно в неполных семьях. Такие мальчики не испытали в детстве настоящей родительской любви, тепла, доброты и заботы. Они привыкли с раннего детства противопоставлять себя окружению, бороться за себя.
Эти дети доставляют педагогам самые большие трудности, но жесткие методы работы (исключение из школы, перевод в специальный класс или школу, плохие отметки не столько за знания, сколько за поведение) здесь приведут лишь к еще большему ожесточению ребенка, и его личностная деформация будет усугубляться, так как злом зло не исправить.

РИГИДНОСТЬ (IV)

Высокие показатели по этой шкале характерны для ребят с выраженным упорством (если это касается достижения цели) и упрямством (если это проявляется в отстаивании своей точки зрения). Для них чрезвычайно важен собственный статус — и с позиций главенства, власти, и с точки зрения материального благополучия.
Они необычайно ревнивы к чужой славе и богатству, очень ревнивы в дружбе и любви, агрессивны в отстаивании своих прав.
В учебе постигают материал постепенно, иногда — даже слишком медленно, но, усвоив, удерживают его крепко, в ответах опираются на накопленный опыт. Интуиции и воображения им не хватает, поэтому им трудно воспользоваться даже хорошей подсказкой.
Для изучения материала таким ребятам нужна зубрежка. Благодаря хорошей усидчивости они могут добиваться неплохих успехов, а в связи с выраженной соревновательностью в характере могут бороться до последнего и побеждать.

ИНТРОВЕРСИЯ (V)

Ребята с высокими показателями по этой шкале отличаются молчаливостью, замкнутостью, отгороженностью. Они очень избирательны в выборе друзей, зато постоянны в своих привязанностях.
Вдумчивы при изучении тех предметов, которые ими оцениваются как любимые. Материал ими усваивается лучше, когда они в одиночестве. Литература и гуманитарные предметы даются легче, чем точные науки. Вербальный (словесный) интеллект чаще всего является преобладающим.
Они не любят отвечать у доски перед всем классом. Окружающие могут воспринимать их как угрюмых и недружелюбных, хотя на деле они нередко страдают от грубости и жесткости других ребят, а замкнутость является как бы защитной реакцией.
У них чаще всего есть свой мир мечтаний, их представление о жизни отмечено непрактичностью, склонностью к идеализации. Те из них, кого отличает высокий интеллект, могут проявить незаурядные способности, так как умеют хорошо сосредотачиваться и глубоко постигать интересующий их материал.

СЕНЗИТИВНОСТЬ (VI)

Показатели по этой шкале бывают высокими у ребят с выраженной впечатлительностью, чрезвычайно ранимых, обидчивых, склонных при неудачах давать депрессивные реакции. У них выражено стремление преувеличивать свою вину в случившемся.
По отношению к одноклассникам они занимают ведомую позицию, не стремятся к лидерству, уютнее чувствуют себя под прикрытием более сильной личности в классе, ищут поддержки у преподавателей и родителей.
В учебе ответственны и исполнительны, сверхтревожно реагируют на экзаменационную ситуацию, сверхболезненно относятся к низким оценкам.
Они тяжело переживают грубость, неверность, обиды. При конфликтных ситуациях с их стороны следует бояться суицидальных тенденций и затяжных депрессивных реакций.
В учебе они больше ориентированы на гуманитарные науки, им лучше дается литература и русский язык, их увлекает поэзия, лирика. Они часто не ладят с математикой и физикой.
В любви и дружбе ребята такого типа проявляют значительное постоянство и преданность. Вдумчивый педагог этих детей щадит, уповая на их ответственность и моральную устойчивость, то есть совестливость.

ТРЕВОЖНОСТЬ (VII)

Повышенные показатели по шкале тревожности свидетельствуют о том, что у ребенка преобладают такие черты характера: нерешительность; обостренное чувство ответственности; внутренняя потребность соответствовать требованиям окружения — преподавателей, родителей, класса; мнительность; боязливость; склонность к необоснованным страхам.
Ученики такого типа обычно проявляют старательность при выполнении заданий из-за страха получить плохую отметку, болезненно переживают упреки и наказания, очень нервничают перед разного рода контрольными заданиями и экзаменами.
Проявляют верность и преданность в дружбе, но на ролях ведомых.
Они являются преданными проводниками морали старших — родителей, преподавателей, любят пожаловаться на своих обидчиков, наябедничать. Такой тип чаще встречается среди девочек.
Мальчики, принадлежащие к этому типу, выглядят как «тихони», «приличные», «воспитанные».
При достаточно продуктивном интеллекте и те и другие могут в силу старательности систематически получать высокие оценки за успеваемость, нравиться учителям, на них не жалуются родители. Но стереотипный стиль мышления таких детей и компромиссность в поведении не позволит им совершить прорыв в какой-либо сфере знаний, и они всегда будут занимать ведомую позицию по отношению к сильным, неконформным личностям.

ЛАБИЛЬНОСТЬ (VIII)

Высокие показатели по этой шкале отражают выраженную эмоциональную неустойчивость (лабильность, подвижность) детей. Это дети, у которых настроение легко меняется — от избыточно веселого до резко пониженного. Последнее характеризуется слезами, бурными реакциями огорчения: краснеет лицо, появляются головные и другие боли, учащается пульс, повышается температура, случаются обмороки, судорожные подергивания, тошнота и рвота.
Это — весьма впечатлительные дети с богатым воображением, со склонностью к фантазированию. Они любят быть в центре внимания, артистичны, охотно занимаются школьной самодеятельностью, поют, читают стихи, танцуют. В их поведении много подражательности, они легко входят в любые социальные роли. Основной рычаг педагогического воздействия — апелляция к их тщеславию.
Такой тип личности часто встречается у хороших спортсменов, особенно в индивидуальных и борцовских видах спорта. Из них также вырастают дисциплинированные и отважные воины.
Из наук им лучше даются точные, конкретные знания.
Они чужды поэзии и сентиментальности, а в драках проявляют жесткость, агрессивность.

СОЧЕТАНИЯ ТИПОВ

Следует иметь в виду, что при тестировании не так уж часто встречается единственный пик. Гораздо чаще возникают различные сочетания, мозаика характерологических черт.
Выраженная ригидность вместе со спонтанностью и экстраверсией формирует «сильный» (гипертимный) тип поведения с наиболее четко выраженными типологическими свойствами.
Сензитивность в сочетании с интровертированностью и тревожностью формирует атрибутику типологически «слабой» (гипотимной) конституциональной структуры.
Нижняя часть круга включает те типологические свойства, которые проявляются как ориентация на собственные субъективно обусловленные установки, то есть гомономность.
Верхняя его часть представляет типологические тенденции, указывающие на подвластность индивида воздействию среды (гетерономность).
Противопоставляемые друг другу типологические свойства ригидности и лабильности формируют в свою очередь два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному.
Один из них — ригидный — характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности.
Другой — лабильный (эмотивный) — отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной эмотивностью, чертами демонстративности.
Девочки чаще относятся к гипотимному гетерономному типу, а мальчики — к гипертимному гомономному. Но это лишь теоретически верно, так как в жизни нередко встречаются смешанные и парадоксальные сочетания типологических свойств.

ВОСПИТАНИЕ «ЧЕЛОВЕКОВ»

Кроме того, кое-что зависит и от воспитания. Хороший воспитатель уважает природные качества ребенка: из медлительного или «мямлика» он не пытается сделать быстрого, «шустрика». Хорошее воспитание позволяет ребенку развиваться достаточно свободно в русле его темперамента, лишь приучая его контролировать слабые черты своего характера и компенсировать их за счет сильных.
Ребенку надо многое прощать из того, что связано с естественными возрастными проявлениями (отвлекаемостью, подвижностью, разговорчивостью, импульсивностью, отсутствием опыта), и опираться на те качества, которые у взрослого человека чаще всего атрофируются: подражательность, способность к интуитивному постижению, богатая фантазия и образность мышления.
Процесс образования и воспитания должен быть дифференцированным. К каждому ребенку следует подбирать индивидуальный подход в соответствии с его типологическими личностными особенностями.
Такая работа двояко выгодна: из ребенка выйдет толк, а педагог получит удовлетворение от своего труда, видя его благотворные результаты.
Педагогика не должна быть репрессивной. Только любовь и терпение помогут сделать из ребят «человеков». (Даже компьютер мне «подсказал», что слова «человеки» в словаре нет, но если написать «людей», будет не совсем верно, а словосочетание «воспитать человека» подразумевает некую обобщенную социально желательную идеологическую модель. Поэтому пусть будет просто — человеков — имея в виду, что их должно быть много и разных.)
Человек, если он не подвержен патологической, болезненной деформации, не бывает ни плохим, ни хорошим. Такими характеристиками он наделяется в конкретной ситуации межличностных отношений. Хорошим или плохим человек становится вследствие соответствия или несоответствия его поступков общепринятым нормам поведения.
Люди — просто разные, но они часто не хотят понять это, прощая все слабости «себе любимому» и проявляя нетерпимость к характерологическим особенностям других. Вот в чем вся проблема.

Людмила СОБЧИК,
доктор психологических наук