Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ. ТЕКСТЫТЕХНИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ. ТЕКСТЫ

 

Ред. и сост. У.С. Сахакиан
М.: Апрель Пресс,
ЭКСМО-Пресс, 2000

 

Плохое вино с годами прокисает, хорошее — делается крепче. Классические тексты по психотерапии — из второго сосуда, и радует стремление отечественных издателей, несмотря на четвертьвековое опоздание (в оригинале книга вышла в Чикаго в 1976 году, о чем издатели скромно умалчивают), попотчевать читателя выдержанным продуктом. Однако еще в Писании звучит предостережение: «Не разливайте старое вино в новые мехи». Достаточно взболтать неловкой рукой старый сосуд, и содержимое приобретает горечь. Нечто подобное произошло в данном случае — продукт дорогой, а сервирован небрежно.
Слово «техника» с легкой руки ленивых переводчиков сравнительно недавно утвердилось в нашем лексиконе и до сих пор коробит психологов старших поколений. У нас всегда было принято говорить о «методе» или «методике», «методическом приеме», и именно так традиционно переводилось английское слово technique (английское method относится скорее к методологии).
Но отечественное издание книги (которая в оригинале называется «Психотерапия и консультирование») подготовлено психологами (?) нового поколения, не обремененными ни приверженностью традициям, ни научной эрудицией. В результате классические тексты изданы в довольно неуклюжем переводе, с массой неточностей и даже ошибок (например, ни переводчик, ни редактор, вероятно, не знакомы с концепцией «травмы рождения» О. Ранка и оперируют акушерским термином «родовая травма», а это совершенно разные вещи).
Что же касается самого текста, вернее — текстов, то книга представляет собой сборник, составленный автором концепции философской психотерапии Уильямом Саакяном (по версии издателей — У. Сахакиан; армянскую мужскую фамилию они почему-то склонять не решаются). Сборник включает отобранные составителем фрагменты классических работ Фрейда, Адлера, Юнга, Перлза, Роджерса, Франкла и других не менее авторитетных специалистов (к двум последним Саакян особо благоволит, так как в создании своей концепции опирается на их методологию), снабженные краткими биографиями авторов (разумеется, позавчерашней давности, так что, например, Роджерс и Славсон представлены как ныне здравствующие).
Подборка, надо признать, блестящая — в ней отражены ключевые фигуры и идеи основных направлений психотерапии. Для студентов-психологов, изучающих основы психотерапии и консультирования, книга представляет собой бесценное учебное пособие — как, впрочем, и для всех, кто желает углубить свои познания в этой отрасли.
Представления о концепциях и методах здесь даются «из первых рук», сформулированы устами их создателей, а потому гораздо ценнее любого вольного пересказа.
Важно, однако, отметить, что сборник не содержит исчерпывающего изложения ни одной из охваченных им концепций. Его содержание составляет методический, процессуальный аспект разнообразных терапевтических направлений. Впрочем, это, вероятно, порадует иных апологетов практики ради практики, у которых скулы сводит от любого теоретизирования. Однако совершенно бесполезно углубляться в процедурные приемы того же Франкла без знакомства со смыслом его теории (кстати, понятие «смысл» и составляет ее сердцевину). Поэтому данная книга будет безусловно полезна для тех, кто не сочтет достаточным ею ограничиться при изучении богатейшего наследия мировой психотерапии.

Сергей СТЕПАНОВ