Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2001

ДАЙДЖЕСТ

Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека. Вопросы психологии, № 2, 2001, с. 74–84

Основными характеристиками стратегии человека являются принятие ответственности за свою жизнь, осмысленность жизни, наличие выстроенной системы ценностей и жизненных целей.
Результаты исследования показали, что наличие целей в жизни, построенных на основе ценностей и отношений человека, принятие ответственности за осуществление этих целей и процесс жизни значительно влияют на удовлетворенность жизнью и психического здоровье человека. Респонденты с высоким уровнем осмысленности жизни, принимающие ответственность за ход ее событий и считающие себя хозяевами своей жизни, более удовлетворены самореализацией и находят свою жизнь интересной, эмоционально насыщенной, чем те, которые не верят в способность влиять на свою жизнь. Такие люди часто не удовлетворены своей жизнью и придерживаются позиции, что их жизнью управляют обстоятельства и другие люди. Следовательно, они в большей степени подвержены неврозам, межличностным и внутриличностным конфликтам.
Жизненные цели и систему ценностей, на основе которой выстраиваются эти цели, можно отнести к качественным характеристикам жизненной стратегии, поскольку они отражают ее содержание — то, к чему стремится человек. К количественным характеристикам жизненной стратегии мы относим уровень ответственности и осмысленности жизни, поскольку они могут оказывать влияние на удовлетворенность человека жизнью.
Люди с более высокими показателями осмысленности жизни и общего уровня субъективного контроля, как правило, выбирают и реализуют такой способ жизни, который лежит в основе жизненной стратегии творчества, то есть сознательно или неосознанно занимают позицию активного творца своей жизни и опираются на такие ценности, как любовь, красота, творчество, добро, развитие.
Респонденты, имеющие невысокие показатели общей осмысленности жизни, но достаточно высокие по уровню субъективного контроля, характеризуются высокой мотивацией к поиску смысложизненных целей. Такие люди могут не задумываться над смыслом своей жизни, но в то же время воспринимают процесс жизни как интересный и эмоционально насыщенный. Это свидетельствует о том, что люди обладают разной степенью осознанности своей жизненной стратегии, в частности, такой ее характеристики, как осмысленность жизни.
Респонденты, сменившие место своего жительства с целью достижения наиболее эффективной (по их представлению) жизни в условиях «большого» города, отличаются большей направленностью на ценности профессиональной самореализации. У коренных жителей мегаполисов преобладает направленность на ценности личной жизни.
На наш взгляд, дальнейшая работа по изучению характеристик жизненной стратегии человека должна быть нацелена на более глубокое исследование ответственности. Являясь одной из основных характеристик жизненной стратегии, ответственность оказывает большое влияние на эффективность реализации человеком своих жизненных целей и, следовательно, на удовлетворенность жизнью и психическое здоровье.
Изучение характеристик жизненной стратегии может помочь практическому психологу ближе подойти к пониманию причин внутриличностных конфликтов человека и на этой основе наметить практические шаги в работе по повышению уровня психического здоровья человека. Формирование представлений об ответственности, общечеловеческих ценностях в раннем возрасте может способствовать гармоничному развитию молодого человека и его эффективной адаптации в условиях кризисного общества.


Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В.   Профессиональное самоопределение как построение образцов возможного будущего. Вопросы психологии, № 1, 2001, с. 57—66

В центре нашего исследования находилась конструктивно-познавательная деятельность построения возможных вариантов будущего, которую мы на основании изложенного считаем ключевым звеном в выборе профессии.
В качестве инструмента была выбрана психобиографическая компьютерная программа «LifeLine®». Эта программа была создана как компьютерная версия исследовательско-психотехнической процедуры каузометрии, основанной на причинно-целевой концепции психологического времени. Основное назначение программы — помочь пользователю построить и проанализировать субъективную картину своего жизненного пути на языке связанных между собой событий жизни.
Пользователь должен сначала выбрать пятнадцать наиболее значимых событий своей жизни (в том числе будущих событий), затем ответить на вопросы о причинных и целевых связях между всеми событиями попарно, а также выполнить несколько дополнительных процедур. Результатом работы с программой является получение графически представленной картины жизненного пути, а также ряда параметров этой картины, имеющих количественное выражение.
Сама процедура работы с программой заставляет человека неоднократно задумываться о связях событий его жизни между собой. Она позволяет отследить и последствия события «профессиональное самоопределение» в контексте будущей жизни. «Карта жизни», получаемая в результате, является по сути некоторым замыслом, сценарием реальной жизни. Это дает субъекту возможность обозреть свою жизнь целиком в том виде, в каком он ее планирует.
Можно говорить о двух основных результатах данного исследования.
Во-первых, совокупность данных корреляционного анализа позволяет говорить о двух основных типах личностных характеристик и стратегий выполнения задания: о стратегии, ориентированной на настоящее, и стратегии, ориентированной на будущее.
Первая стратегия сочетается с показателями высокой удовлетворенности настоящим, его высокой эмоциональной насыщенности, низкой спонтанности поведения. Испытуемые с преобладающей первой стратегией затрудняются в выполнении экспериментального задания, подменяя описания возможного будущего анализом настоящего.
Вторая стратегия сочетается с низкой удовлетворенностью настоящим, низкой эмоциональной насыщенностью настоящего. Такие люди не самодостаточны, они открыты в будущее, устремлены к нему. Они адекватно справляются с заданием, конструируя возможные варианты будущего.
Во-вторых, программа «LifeLine®» оказалась адекватным инструментом для развития способности конструировать возможные варианты будущего. Работая с программой, анализируя жизненные события, их взаимосвязи и отдаленные следствия, испытуемые не только приобретают опыт самопознания и осмысления своей жизни, но и вырабатывают определенный способ рефлексии о своем будущем, который выражается в более глубоком анализе последствий возможных событий независимо от их эмоционального знака. Таким образом, программа «LifeLine®» может рассматриваться как средство оптимизации самоопределения в ситуации выбора профессии.