Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2001

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Совокупный характер субъекта профессионального самоопределения образуется по той причине, что кроме самого человека на его важные жизненные выборы оказывают сильное влияние родители, сверстники, различные специалисты (педагоги, психологи)
и т.д.
Профессиональный выбор обычно растянут во времени (он должен еще как бы «созреть»). Кроме того, существует некая постоянно меняющаяся иерархия факторов, определяющих принятие решения.
Противоречивый характер субъекта самоопределения объясняется тем, что выбор — это всегда отказ от чего-то, от каких-то имеющихся равнозначных альтернатив. Получается, что между этими альтернативами всегда существуют некоторые (прежде всего внутренние, на уровне сознания и отношения самоопределяющегося человека) противоречия, которые и должен разрешить субъект.

ПАРАДОКСЫ СУБЪЕКТНОСТИ

В самом общем плане «субъектность» — это готовность человека к непредсказуемым, спонтанным действиям в конкретных жизненных ситуациях, а также готовность осознавать (рефлексировать) эту свою спонтанность. В психологии субъектность иногда называют внутренней активностью. Субъектность позволяет человеку не быть игрушкой в руках судьбы, а самостоятельно планировать и реализовывать свои жизненные замыслы. Именно субъектность позволяет человеку быть самим собой.
Можно условно выделить следующие «парадоксы» субъектности в профессиональном самоопределении.

Первый парадокс

Чем больше мы познаем самоопределяющегося человека, тем в большей мере мы лишаем его субъектности. Чтобы преодолеть соблазн манипуляции сознанием самоопределяющегося человека, важно повышать этическую ответственность профконсультанта, тогда он не станет превращать помощь в манипуляцию.

Второй парадокс

Смысл выбираемой профессии часто находится не в самой трудовой деятельности, а в благах, за нее получаемых (в зарплате, престиже и т.п.). Нередко смысл меняется в ходе развития человека (у многих в начале трудовой деятельности смысл — вне труда, но потом они втягиваются в работу и находят смысл уже в самом труде).

Третий парадокс

Часто настоящий труженик не получает справедливого вознаграждения, а явный бездельник живет припеваючи — происходит обесценивание труда... К сожалению, это стало почти нормой жизни. В этой ситуации многих людей-тружеников спасает ориентация на смысл самого процесса труда, тогда как ориентация только на вознаграждение делает человека несчастным, ущемленным. Известный драматург В.С. Розов отмечает: «Главная награда за мой труд — это моя радость труда, а не ордена и премии...» Но далеко не все творческие люди готовы к такой позиции.

Четвертый парадокс

Если человек не хочет самостоятельно решать свои проблемы (он потому и пришел за помощью к психологу, да еще заплатил ему деньги), то можно ли вообще говорить о субъекте самоопределения? Это один из наиболее сложных вопросов-парадоксов: нередко смысл помощи в том и заключается, чтобы постепенно сформировать у человека готовность быть реальным субъектом.

АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

Активная позиция самоопределяющегося человека предполагает:

— готовность увидеть проблему самоопределения;
— попытку самостоятельно ее решить;
— готовность обратиться за помощью к профконсультанту;
— готовность выполнять определенные требования взаимодействия с профконсультантом;
— желание самостоятельно совершать определенные действия за рамками профконсультации (по рекомендации психолога);
— готовность взглянуть на свою жизненную ситуацию (а также на ситуацию в обществе) по-новому, что иногда требует мужества;
— готовность пойти на внутренние компромиссы как при работе с профконсультантом (например, ограничить себя во времени), так и при самостоятельном достижении конкретных профессиональных целей (например, отказаться от удовлетворения некоторых сиюминутных желаний ради достижения более важных целей).

СХЕМА АКТИВИЗАЦИИ

К сожалению, далеко не все клиенты обладают активной позицией, и тогда возникает необходимость «активизировать» их.
Общая схема такой активизации выглядит следующим образом.

1. Установление эмоционально-доверительного контакта с клиентом (важно не превратить это в «очаровывание» клиента своими методиками, своим авторитетом или своим обаянием).

2. Совместное уточнение проблемы: здесь психолог может использовать такие методы оценки ситуации самоопределения, которые не только понятны клиенту, но и помогают ему самому оценить свою ситуацию.

3. Совместное решение проблемы: психолог-профконсультант может использовать такие средства, которые позволят клиенту увидеть, как решается проблема, а по возможности и включиться в совместное ее решение.

4. Совместное подведение итогов работы.

5. Своевременное снижение активности профконсультанта, для того чтобы дать возможность клиенту самому решать свои проблемы, и не «давить» на него своим авторитетом.

Таким образом, суть активизации заключается в том, чтобы вооружить клиента средствами для самостоятельного решения своих проблем. При этом на первых порах профконсультант больше выступает как инициатор активности. Он как бы демонстрирует в присутствии клиента способ решения проблемы (или рассуждает на сложные темы), но именно для того, чтобы тут же предложить использовать это средство самому клиенту. Таким образом, клиент постепенно приобщается к решению своих проблем. Активность как бы передается клиенту.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Условно можно выделить следующие основные задачи профессионального самоопределения: информационно-справочные, просветительские; диагностические (в идеале — помощь в самопознании). В процессе профессионального самоопределения клиент должен также получить от профконсультанта морально-эмоциональную поддержку, помощь в выборе и в принятии решения.
Каждая из этих задач может решаться профконсультантом на разных уровнях:

— вместо клиента (клиент занимает пассивную позицию);
— вместе с клиентом (предполагается диалог, взаимодействие и сотрудничество с клиентом);
— постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы.

Например, при решении информационно-справочной задачи на первом уровне клиенту просто сообщается нужная информация (это тоже помощь!), на втором — психолог вместе с клиентом анализирует эту информацию, на третьем — психолог объясняет клиенту, как самостоятельно можно получить необходимую информацию (какие задавать вопросы специалистам по данной профессии, куда обращаться и т.п.).
Чтобы выйти на третий уровень помощи, надо сначала организовать взаимодействие с клиентом на втором уровне. К сожалению, иногда приходится помогать клиенту, ограничиваясь только первым уровнем (например, в случаях, когда надо принимать решение быстро).

ГЛАВНАЯ (ИДЕАЛЬНАЯ) ЦЕЛЬ

Такой целью является формирование у клиента внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
Идеальной данная цель названа потому, что достичь ее удается очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направление стремлений.
Быстро такие сложные вопросы, как профессиональное самоопределение, не решаются (профконсультация «за один присест» — это профанация).
Профконсультация предполагает не только традиционное «планирование», но и своевременную корректировку клиентом своих планов.
Профессиональное развитие должно обязательно рассматриваться в контексте всей жизни клиента и в контексте его личностного становления.
Главную цель профессионального самоопределения можно сформулировать и несколько иначе: постепенное формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширяющим свои возможности и максимально их реализующим.

Елена ПРЯЖНИКОВА,
кандидат педагогических наук
Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук