Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПЕДОЛОГИЯПЕДОЛОГИЯ

 

 

П.П. Блонский
М.: ВЛАДОС, 1999

 

Ну вот, похоже, окончательно восстановлена в правах еще одна «буржуазная лженаука». Правда, в отличие от психоанализа, возрождение педологии не осеняет президентский указ, но зато и возрождение обещает стать осмысленным и продуктивным.
Переиздание книги известного советского психолога и педагога П.П. Блонского — еще один шаг на этом пути. Его «Педология» увидела свет в 1934 году в качестве вузовского учебника — по всей стране в ту пору открывались десятки педологических факультетов, педология фактически подменила собой педагогику и психологию. Прошло каких-то два года, и грянул верховный указ, «закрывший» педологию более чем на полвека. Педологи тогда срочно перекрасились обратно — в педагогов и психологов. (Кстати, возрождение педологии дает неплохой шанс нынешним психологам на тот случай, когда энтузиазм недоучек окончательно психологию дискредитирует.) Насколько это несложно — можно понять, ознакомившись с учебником Блонского.
Во все времена дети будут учиться ходить, говорить, читать, рисовать, и кто-то обязательно будет эти процессы изучать и пытаться руководить ими. Будут эти люди называться педологами или психологами — даже неважно, главное — чтобы знали свое дело, как автор «Педологии».
В книге Блонский предпринимает попытку создания целостной картины развития ребенка с опорой на глубокие, обширные и разнообразные знания: анатомические, неврологические, психологические, социологические, педагогические. В работе содержится как изложение собственных позиций автора, так и достаточно объективный взгляд на распространенные в то время научные концепции (Пиаже, Фрейда и др.), спокойно и непредвзято анализируются их сильные и слабые стороны.
Новое издание «Педологии» — это не просто памятник ушедшей эпохи, а памятник отреставрированный и обновленный. Книга опубликована со значительными изъятиями: многие фрагменты издатели сочли неактуальными. Как это принято сегодня, усечению подверглись идеологические реверансы, без которых в те времена не обходилось ни одно издание. Корректность такой редактуры — вопрос спорный, но успокаивает то, что основное содержание книги все-таки сохранилось в неприкосновенности.
Например, не подверглись «осовремениванию» рассуждения автора о диалектическом характере психического развития (кажется, революционный раж проходит и созревает понимание, что диалектика бывает не только марксистско-ленинская).
Развитие человека Блонский понимает не как простое прибавление, «приращение» (а такие взгляды, надо отметить, были весьма популярны в те годы), а как сложный диалектический процесс, ни один из аспектов которого не является малозначимым, малоценным. В этом, наверное, и состоит подлинный, а не декларативный гуманизм, который был присущ отечественной психолого-педагогической науке середины века.
Эта работа чрезвычайно актуальна и сегодня, когда провозглашается гуманистический подход к детству как самоценному периоду в жизни человека, поскольку такой подход в «Педологии» по-настоящему научно обоснован. Разумеется, прошедшие с той поры десятилетия многое прибавили к нашему пониманию психического развития. Однако пример педологического подхода, представленный в данной книге, по сей день остается ценным и поучительным.

Сергей СТЕПАНОВ