Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №22/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

РИСУНОК В ПСИХОТЕРАПИИРИСУНОК В ПСИХОТЕРАПИИ

 

 

Дж. Остер, П. Гоулд
М.: Информационный центр
психологической культуры, 2000

Книга американских авторов Дж. Остера и П. Гоулд издана в нашей стране в качестве методического пособия для слушателей курса «Психотерапия». Для школьного психолога она представляет несомненный интерес, поскольку психотерапевтический аспект так или иначе всегда присутствует в его работе.
Многие психологи, правда, во главу угла своей деятельности ставят психодиагностический аспект. Но и им книга будет весьма полезна — ее правильнее было бы назвать «Рисунок в психодиагностике и психотерапии»: значительная часть книги посвящена именно диагностическим процедурам, которые авторы справедливо расценивают как неотъемлемый компонент терапевтического процесса. Тем самым акцентируется принципиальная роль диагностики в практической деятельности психолога: выявление индивидуально-психологических особенностей — не самоцель, а начальный, ориентировочный этап кропотливой работы по решению личностных проблем и стимулированию личностного роста.
В то время как многие наши практики увлекаются чистым «тестированием ради тестирования», книга американских специалистов прозрачно намекает, в чем состоит подлинный смысл диагностических процедур и ради чего их следует проводить. Уже за одно это авторы заслуживают благодарности.
Первая глава посвящена проблеме рисунка как формы самовыражения и соответственно — возможностям его практического использования в диагностике и терапии. Глава невелика по объему и содержит сведения самого общего характера. Создается впечатление, что она написана авторами просто для того, чтобы не начинать конкретный разговор на пустом месте. Это своего рода «запевка», значительно уступающая иным, более информативным источникам по этой теме.
Во второй главе на конкретных примерах описано применение разнообразных рисуночных методик — это и рисунок человеческой фигуры, и Дом—Дерево—Человек, и рисунок семьи, и другие, не менее известные методики. Предполагается, что с ними со всеми читатель более или менее знаком — подробного описания диагностической процедуры, обработки результатов и т.д. глава не содержит. Так что данный материал очень хорош для расширения представлений о возможностях конкретных методик. Для ознакомления же с ними следует выбрать иные источники.
Три следующих главы посвящены использованию рисуночной техники соответственно в индивидуальной, семейной и групповой терапии. Приводимые авторами примеры убедительно свидетельствуют о высокой эффективности этого приема. Впрочем, как известно, примерами можно доказать что угодно. Вероятно, и в самом деле в определенных случаях рисунок в работе с клиентом (семьей, группой) незаменим, в иных — весьма полезен, в третьих — необходимость его использования спорна.
Один из параграфов книги называется «Терапевт, использующий искусство, — отдельная профессия». Вряд ли большинство читателей воодушевит перспектива овладения этой профессией как основной, но для многих было бы и интересно, и полезно овладеть ею как вспомогательной.

Сергей СТЕПАНОВ