Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2001

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ЖЕЛАННЫЕ БЕРЕГА

На рубеже тысячелетий все представления о будущем, естественно, связываются с надеждой на лучшее, с надеждой на чудесное исполнение самых заветных желаний. Переход в новое тысячелетие наделяет эти переживания космическим содержанием. В такие моменты Человек часто чувствует себя великим, способным сделать то, что до него удавалось лишь немногим избранным, и одновременно — беспомощной игрушкой стихийных сил.
Поэтому так неистребимо наше желание узнать, что же с нами произойдет на самом деле. Сможем ли мы различить тот редкий миг открывающихся возможностей, когда надо действовать решительно и неоглядно, не промедлить, войти в тот могучий поток, который унесет нас к желанным берегам? И что можно сделать, чтобы не остаться в бездействии, не отвлечься на искусный оптический обман или, еще обиднее, на дешевый фокус и рекламу, успеть вовремя уйти от грозящих несчастий, избежать удара слепой стихии, не потерять что-то действительно ценное? И что можно сделать, если стихия все же настигнет, как сохранить надежду, веру в людей и обрести новые смыслы жизни?

ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ

Рассказывают, что много тысяч лет назад один добрый человек решил пройти несказанно длинный и трудный путь, для того чтобы посетовать на свои несчастья Всемогущему и узнать у него свою судьбу. Этот человек был настолько упорным, настойчивым, умным, изобретательным и предусмотрительным, что смог оставить позади, казалось бы, непреодолимые препятствия. «Счастье ждет тебя в конце пути!» — услышал ответ Всемогущего путник и с уверенностью отправился в обратную дорогу.
По возвращении он обнаружил под засохшим деревом сундук с сокровищами. Но он оставил этот сундук и снова засобирался в дальнюю дорогу — ведь счастье было ему обещано в конце пути!
По дороге он встретил волка, который никак не мог насытиться, потому что не нашел очень глупого человека, которого следовало бы проглотить.
После того как путник рассказал ему о сундуке, неблагодарный зверь... проглотил его. С точки зрения волка, гонец к Всемогущему проявил явную глупость — бросил сундук с драгоценностями!
Но разве путник поступил глупо? Зачем ему нести через пустыни, горы и болота сундук, если счастье ждет его в конце пути! Нет, он не был ленивым, но он столько раз убеждался, что новое богатство не всегда несет с собой счастье.
Поскольку средств ему хватило на достаточно длительное путешествие, он явно не был бедным человеком, хотя и не настолько богатым, если сокровища все-таки могли, по мнению непререкаемого Авторитета, составить его счастье.
Незадачливый проситель не учел только одного: где находится «конец пути». Но кто из нормальных людей, пройдя дорогу в одну сторону и повернув обратно, сразу же будет ожидать завершения всех трудностей и обретения того душевного комфорта, который часто называют счастьем?
Нельзя обвинить путника и в излишнем легковерии. Всемогущий не обманул его: если посмотреть на вещи объективно, то свое счастье — добытое с трудом прямо из-под земли — человек действительно обрел, держал какое-то время в собственных руках именно в конце пути, но... бросил, поскольку не ощутил ожидаемого чувства. Он продолжал искренне верить, что счастье ждет его где-то впереди.

ЮРИСТ ИЛИ ПСИХОЛОГ?

Во всей этой, в целом правдивой, хотя и печальной, истории вызывает сомнение только один момент. Вряд ли путника принимал Сам. Скорее всего, это было доверенное лицо из аппарата Приемной, по образованию, видимо, юрист, умеющий достаточно точно формулировать жизненные сценарии и сообщать их клиентам так, чтобы не было никаких оснований для жалоб. Он, как мы убедились, хорошо выполнил свою функцию.
Но путнику все же не повезло в том, что рядом с юристом не оказалось психолога, который обязательно поинтересовался бы: «Какой образ рисуется человеку в момент выслушивания «сообщения», что он действительно представляет себе, какой видит свою цель и не является ли она «фиктивной», сформированной в раннем детстве под воздействием неблагоприятных взаимоотношений в семье?»
Психолог наверняка не прекратил бы диалог с путником до тех пор, пока не убедился бы, что сделано все возможное, чтобы он преодолел «сценарий неудачника», осознал и тем самым «расколдовал» усвоенную в детстве неэффективную программу собственной жизни и вовремя успел повернуть судьбу так, чтобы избежать дальнейших неоправданных жизненных катастроф и добиться победы.
Современная психология может даже больше. Она способна не только научить искателей приключений правильно и безопасно общаться с «волками», но и помочь несчастным хищникам обрести чувство сытости без обременительной необходимости выискивать «лохов», которых надо непременно проглотить...

СИЛА ТВОРЧЕСТВА

Любая психологическая травма — это, прежде всего, образ памяти или представления, искаженные страхом, тревогой и опасениями оказаться принужденным к пожизненному исполнению роли жертвы. Для того чтобы успешно совладать с этими образами и научиться осознавать их содержание, есть замечательное средство, доступное даже дошкольнику, — художественное творчество.
Именно в творчестве личность обретает единство и цельность. Именно в творческом процессе есть возможность двигаться спонтанно, то есть идти своим путем, не привязывая свои цели и жизненные планы, ценности и способности к травмирующей ситуации.
Истинное психологическое здоровье личность обретает тогда, когда осознает, что любая защита, созданная страхом и тревожностью, неизбежно будет со временем взломана в процессе позитивного личностного роста.
Что же мешает ребенку выразить себя и свои опасения в тех образах, которые ему доступны? Использования арт-терапевтических методов недостаточно, для того чтобы развить у ребенка спонтанность, вернее было бы сказать — возвратить ее ему.
Дело в том, что в ходе формирования произвольности создаются деструктивные новообразования — барьеры, препятствующие развитию художественных способностей ребенка. Методами арт-терапии их невозможно снять.
Для того чтобы сформировать спонтанность у школьника, необходимо, прежде всего, восстановить для него смысл художественного творчества. И не только во время арт-терапии, но и на уроках рисования, в ходе домашних занятий. Смысл рисования — выразить себя, свои чувства, отношение к миру, а не копировать объект по образцу. И если мы действительно заботимся о психологическом здоровье ребенка, то непременно должны позаботиться и о восстановлении этого истинного смысла в его сознании.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

Эффективность снятия барьеров — «взрыв творчества» или просто выход агрессии и страхов — зависит от того, насколько психологу и учителю удастся изменить свое отношение к детскому художественному творчеству. Это и есть важнейшее условие профилактической работы по обеспечению той здоровой образовательной среды, за которую профессионально отвечает психолог.
Какие моменты здесь следует прежде всего отметить?
Внимание к ориентации детей не только во внешнем мире, но и развитие у них ориентации в мире чувств и потребностей. Это, в частности, означает, что обучение художественному творчеству вполне может начинаться с абстрактных форм — «ляпов» и т.д.
Творческий замысел не может быть задан в форме результата, контролируемого взрослым: «Нарисуй дом, собаку, елку... Вот так!» Поэтому на первых занятиях задания должны быть безоценочными, то есть такими, чтобы никакая внешняя оценка вообще не имела смысла: «Давайте попробуем нарисовать проволочный домик, облако (пятно, лужу), похожее на собаку!»

Выравнивание позиций взрослого и ребенка: «Давайте возьмем... Почему бы нам не... Я не знаю как...» вместо: «Возьмите... Сядьте... Вот как надо!..»

Исключение конкуренции и соревнования: «Посмотрите, ребята, какое интересное цветовое пятно!» вместо: «Кто лучше нарисует?!»

Принятие ребенка: «Замечательно! Интересно, как это у тебя получилось?»

Ведущий (психолог или учитель) обычно испытывает самое большое эмоциональное напряжение именно от необходимости постоянно искренне восхищаться, от радостного открытия способностей каждого ребенка, которые пока представлены в рисунке в неразвитой — и потому вовсе не очевидной для окружающих — форме.

Фасилитация возникновения спонтанных замыслов. Художественное творчество — это не только творческая рука, но и творческий взгляд. Поэтому активное групповое рассматривание графических и цветовых проб является не менее важной частью занятия, чем сам процесс работы с бумагой: «Давайте посмотрим, на что это может быть похоже!.. А еще на что?..» вместо: «Что это такое? Это не похоже на...?»

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ

Занятия по «реабилитации» художественного творчества способствуют решению задач адаптации ребенка к школе, установлению комфортных отношений для него в детской группе и продуктивных взаимоотношений с учителем.
Поэтому мы считаем, что такие занятия должны проводиться в самом начале учения, в первом классе. Особенно важно создать оптимальные социально-психологические условия для обеспечения необходимого психологического здоровья учащихся классов коррекционно-развивающего обучения.
Важно, чтобы ребенок почувствовал свою успешность хотя бы в одном виде творчества. Тогда любое внутреннее напряжение и конфликт смогут найти выход в созидательной творческой деятельности растущего человека, а не в неразвитых, примитивных формах неуспешно подавляемой агрессии. Важно с самого начала обогатить опыт ребенка средством (Л.С. Выготский) решения личностных проблем, универсальным способом выхода из любого конфликта, ориентированным на личностный рост и развитие.

Александр КРАСИЛО,
кандидат психологических наук