Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Школьный психолог»Содержание №25/2001

ИГРОТЕКА

УЧЕНЫХ МНОГО,
УМНЫХ МАЛО

Среди качеств, характерных для одаренных детей, обязательно отмечают феноменальную память. Об их мнемических способностях слагают легенды. На бытовом же уровне, в семье, а нередко и в школе можно столкнуться с противопоставлением памяти и мышления, эрудита и мыслителя.
И действительно, человек может хранить в своей памяти гигантский объем информации, и формально ему невозможно отказать в звании эрудита или ученого. Но одаренность и эрудированность — совсем не одно и то же. Так, например, еще в ХIХ веке известный русский поэт и воин Денис Давыдов как-то написал:

Остра твоя, конечно, шутка,
Но мне прискорбно видеть в ней
Не счастье твоего рассудка,
А счастье памяти твоей.

Не следует думать, что знания мешают мышлению. Просто разные люди, обладая одинаковыми знаниями, сильно отличаются по умению их творчески применять. Проблемная ситуация требует привлечения прошлого опыта для решения новых задач, но человек часто этого не осознает, прошлый опыт в мышлении используется на подсознательном уровне. Психолог Л. Секей, изучавший проблемы продуктивного мышления, утверждал, что эффективность знания заключается в его оперативной ценности, а не в вербальной репродуктивности.

РАЗНЫЕ СТРАТЕГИИ

Психологи ввели понятие «барьер прошлого опыта». Известный специалист в области гештальт-психологии К. Дункер, опираясь на свои эксперименты, пришел к заключению, что человек, пытающийся воспроизвести в памяти нечто относительно решения данной задачи, может остаться слепым к ее внутренней природе. То есть вместо того чтобы самостоятельно решить задачу, он обращается к справочнику.
Преимущества одаренного ребенка в творческой деятельности обеспечиваются не столько большим объемом хранящейся в его памяти информации, сколько высокой эффективностью действия операционных механизмов мнемических способностей. К ним относятся, в первую очередь, способы структурирования информации.
У одаренных детей часто присутствует стремление к классификации и систематизации информации, опыта, идей. На практике это нередко проявляется в склонности к коллекционированию.
Приведу пример из собственной практики. Мы вооружили старших дошкольников в детском саду разноцветными пластмассовыми треугольниками, квадратами, ромбиками, кружками и предложили составить из них как можно больше разных стилизованных изображений.
С начала занятия прошло совсем немного времени, но уже стали заметны и лидеры, и аутсайдеры. Если ребенок складывает изображения хаотично, то результат обычно бывает очень скромным. Например, складывает домик, елочку, собачку, рыбку, и идеи иссякают.
Если же малыш способен систематизировать собственные знания и вырабатывать на этой основе обобщенные стратегии, то его деятельность становится значительно продуктивнее. Например, ребенок находит стратегию постройки здания и делает и жилой дом, и кинотеатр, и магазин, и замок, и храм, и башню. Затем выбирает стратегию «животные» и делает кошку, собаку, жирафа, бегемота, крокодила, лошадь, козу. Так практически до бесконечности.
После выполнения задания мы показали всем детям механизм работы на основе обобщенных стратегий, в итоге продуктивность их решений значительно выросла.




УМЕНИЕ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ

Теперь обратимся к заданиям, позволяющим учить ребенка систематизировать и классифицировать. Объединение предметов и явлений на основе общих признаков называется классификацией. Задачи на классифицирование заставляют ребенка подумать о том, что лежит в основе сходства и различия между предметами. Способность к классификации позволяет быстро идентифицировать явления, события, окружающие предметы, что, в свою очередь, облегчает работу и памяти, и мышления.
Начинать обучение этим важным умениям, конечно, лучше всего с самых простых заданий.

Игра «Назови одним словом»

Заготовьте карточки с картинками, на которых изображены родственные объекты. Например, животные, растения, игрушки, одежда и другие. Предложите каждый ряд назвать одним словом.
Эту игру можно усложнить. В ряды, состоящие из картинок, изображающих родственные предметы одной группы, включите картинки с изображениями не родственных предметов. Например, в ряд «животные» — картинку с изображением растения. В результате можно сыграть в игру «Четвертый лишний». Задание для ребенка: «Найди лишнюю картинку, остальные назови одним словом».
Задача еще усложнится, если все пять карточек изображают животных, но одно из них дикое, а остальные — домашние, или если все пять карточек с изображениями птиц, но одна из них зерноядная, остальные — хищники и т.п.
Аналогичные задания можно давать, используя геометрические фигуры, цветовые пятна и многое другое.
Дальнейшего усложнения можно добиться за счет подбора картинок (карточек) и изменения принципов их объединения.

Задание «Придумай слова на букву...»

Ребенку, умеющему читать, можно предложить такое задание: «Придумай слова на букву М (К, С, Л, Р, Д и т.п.), а затем классифицируй их». Такого рода задания позволяют наглядно продемонстрировать, что классифицировать можно, используя разную степень дифференциации.

Задание «Классификация по разным основаниям»

Особенно интересными становятся эти задачи, когда классифицировать можно по разным основаниям. В качестве примера воспользуемся таким заданием: «Сколько групп можно составить из слов: яблоко, клен, слон, дуб, мышь, самолет, банан, яхта, собака, апельсин, сосна, автомобиль?»
Возможны следующие варианты.

Категориальное объединение:

  • яблоко, банан, апельсин — фрукты;

  • клен, дуб, сосна — деревья;

  • слон, мышь, собака — животные;

  • самолет, яхта, автомобиль — транспорт.

Функциональное объединение:

  • яблоко, банан, апельсин, самолет, яхта, автомобиль — предметы потребления;

  • клен, слон, дуб, мышь, собака, сосна — живые и растительные существа.

Пространственное объединение:

  • яблоко, клен, слон, дуб, мышь, банан, сосна — живут или растут на природе;

  • самолет, яхта, собака, автомобиль — имеют специальные помещения для хранения или жилья.

Аналитическое объединение:

  • яблоко, клен, банан, апельсин, дуб, самолет, яхта, сосна, автомобиль — могут быть желто-зелеными;

  • слон, мышь, собака — имеют четыре ноги;

  • яблоко, слон, мышь, апельсин, собака, автомобиль — могут иметь округлые формы.

Задание «Классификация наоборот»

Способность находить общие признаки у разных предметов свидетельствует об уровне развития ассоциативного и аналитического мышления и в значительной мере повышает эффективность функционирования памяти. Развивать эти способности можно не только с помощью задач на классификацию, но и с помощью заданий, требующих подобрать разные предметы, отвечающие общим признакам. Иначе говоря, это — классификация наоборот.
Например: «Подберите как можно больше различных предметов, которые могут быть одновременно твердыми и прозрачными». Возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл горного хрусталя и т.п.
Задание усложнится, если вместо двух признаков ввести три или четыре. Например: «Подберите как можно больше различных предметов, которые могут быть одновременно блестящими, красными, твердыми» или «...добрыми, шумными, сильными, живыми».

Александр САВЕНКОВ,
доктор педагогических наук