Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №29/2001

МЭТРЫ

АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ ЛУТОШКИН

Воспоминания очевидца с редакционным комментарием

А.Н. Лутошкин

Много имен, великих и разных, оставило нам в наследство советское время. Оставило в странном состоянии: вроде бы все мы знаем, кто такие Макаренко, Сухомлинский, Уманский, Лутошкин... Вроде как в курсе их взглядов: в институте «проходили». Знаем, но толком не читали, знаем, но на практике их идеи и наработки не применяем.
А.Н. Лутошкин. Кто же из нас не слышал этого имени? Вот и отрывочные сведения вплывают в голове: что-то про эмоциональный настрой в коллективе... «песчаная россыпь»... Давайте вместе подумаем о том, что же могут дать нам книги и труды этого человека не только для нашего образования, но и для нашей ежедневной практической деятельности.

 

 

 

 

Мне было тогда 14 лет, когда кто-то из одноклассников случайно оставил на моей парте книгу с названием «Как вести за собой». Мои пионеры (я тогда была вожатой) задавали мне вопрос за вопросом, и я не всегда могла найти на них ответы. На фамилию автора, честно говоря, я тогда внимания не обратила, а просто, открыв первую страницу, была приятно удивлена, что книга посвящена мне. На первой странице автор написал: «Моим друзьям — школьным комсоргам и пионерским вожатым посвящается», и я перелистнула страницу...
Тогда я, конечно, даже и не подозревала, что встретилась с наукой психологией. Потом были другие книги, но эта... До сих пор в трудные минуты я обращаюсь за советами к ней. ее автор стал моим Учителем. Имя его Анатолий Николаевич лутошкин, кандидат психологических наук, лауреат премии Ленинского комсомола.

ФАКУЛЬТЕТ

Он появился в Костроме, в институте, на историко-педагогическом факультете, в 1972 году. Студенты тех лет рассказывают, что с приходом Анатолия Николаевича факультет буквально «заболел» психологией. Исследования охватывали самые разные стороны жизни личности и коллектива, в них включались старшеклассники, студенты и преподаватели. Каждое исследование, помимо своей теоретической значимости, имело выход в практику, может, поэтому многие выпускники факультета связали свою жизнь с практической психологией.
Энергия Анатолия Николаевича захватывала, идеи, которые он высказывал, воплощались в жизнь. Летом 1973 года лагерь школьного комсомольского актива «Комсорг» принял первых старшеклассников. Сейчас он носит имя А.Н. Лутошкина и скоро отметит свое 30-летие.
На факультете, силами студентов и преподавателей, был открыт методический центр «Товарищ», куда каждое воскресенье старшеклассники, педагоги школ города и области могли прийти, чтобы получить помощь в подготовке и проведении какого-либо дела, получить ответ на тот или иной вопрос. Для этого надо было открыть дверь в аудиторию и сказать: «Я пришел к «Товарищу». С подачи Анатолия Николаевича появился на факультете сельский педагогический отряд, работавший с детьми одного из сельских районов области. Руководили этим отрядом выпускники факультета, молодые преподаватели А.Г. Кирпичник и В.П. Ижицкий.

Самостоятельное психологическое исследование — это то, чем действительно может «зацепить» наша наука старшеклассников и студентов. Многие мои коллеги активно используют этот прием в работе с детьми. Диапазон возможных форм чрезвычайно велик: от серьезного проектного исследования в области психологии, выполняемого старшеклассником в рамках конкурса или экзаменационного реферата, до участия в мини-исследованиях.

А как факультет отдыхал... Более 20 лет живет здесь традиция праздника «Товарищ песня». Анатолий Николаевич привез ее из Курска. И мы, студенты, объединялись, создавали дуэты, квартеты, ансамбли и целый вечер наслаждались музыкой, звучащей со сцены (на факультете было сформировано особое отношение к песне, она сопровождала нас и на праздниках, и на субботниках, и в лагерях, и в школе — такое песенное было поколение).
Песня была постоянным спутником А.Н. Лутошкина. Даже на факультетских, комсорговских вечерах, там, где царила гитара, невозможно было представить его без баяна. Анатолий Николаевич подарил нам не один десяток разных песен. От глубоко лиричных до тревожных, зовущих в дорогу.
Лутошкин подарил нам идею создания факультетского спектакля-мюзикла. И не было деления на старших и младших, на «наших» и «не наших». В эти годы появилось у нас студенческое кафе «Ювента», которое каждый месяц гостеприимно распахивало свои двери для студентов. Как было трудно достать туда билетик и как мы были счастливы, если это удавалось!
Каждую весну в течение нескольких лет факультет в полном составе (375 студентов) выезжал в Москву. 9 Мая мы отправлялись в поход, пешком, на 20–25 километров, каждая группа своим маршрутом, преодолевая свои препятствия. Вечером на поляне вспыхивали 15 костров, которые затем объединялись в один. И ни дождь, ни снег не могли этому помешать. Наверно, поэтому мы знали тех, с кем учились, мы чувствовали себя сообществом. А сегодняшние студенты с трудом вспоминают своих однокурсников из соседней группы.

Школьное сообщество, лицейское братство, чувство понимания и ценностного сходства...
Кто из нас не мечтает об этом? Сплоченный коллектив обладает таким количеством разнообразных достоинств,
что все их не перечислить. Каждому из нас хочется жить и работать в таком коллективе.
Как он создается, какими силами поддерживается? Анатолий Николаевич замечательно прочувствовал
и научился целенаправленно создавать одну из главных сил сплочения — эмоциональное единство:
совместные переживания, опыт преодоления общих трудностей. Общий праздник и общая опасность...

Такая студенческая жизнь помогала нам освоить правила организаторской деятельности, что явилось залогом успешной работы для большинства выпускников, на каком бы месте они ни работали — от учителя до советника президента.

А вот это тоже очень важно! Как научить школьников самоорганизации?
Рассказать им о социально-психологическом устройстве малой группы?
Дать зазубрить четкий алгоритм коллективного творческого дела?
Ничего не получится. Дети учатся легко и быстро на собственном опыте, опыте организованной жизни.
Естественно, в том случае, если им постепенно передаются рычаги управления этой организацией.

«КОМСОРГ»

Многих старшеклассников области привлекал лагерь «Комсорг». Это была великолепная школа общения и взаимопонимания. Возвращаясь домой, хотелось что-то изменить, сделать по-другому. Иногда это удавалось, а иногда — нет.
Именно тогда, в «Комсорге», школьницей-старшеклассницей я познакомилась с Анатолием Николаевичем. Он был человеком невысокого роста, с удивительными все понимающими глазами, в которых читалась готовность помочь. Он проводил с нами «Диалоги в Колизее», отвечал на самые злободневные вопросы, вел разговор о тайнах человеческой души.
Вот с баяном в руках он поет свои песни. Анатолий Николаевич большое внимание уделял песне: сборник, который был создан для комсоргов, он в своей докторской диссертации назвал «Методическое пособие, задающее эмоциональную окраску лагерю с помощью песни».
Вот он с кем-то из ребят-комсоргов говорит о чем-то сокровенном, находя самые нужные, самые главные слова.
По мнению педагогов лагеря, не было человека строже и справедливее, чем Лутошкин. Он был везде, он был нужен всем, и всем хватало его внимания и заботы.
Любая мелочь давала ему пищу для размышлений. Так, однажды в лагерь пришли в гости польские ребята. Они были привлечены музыкой духового оркестра, которая сопровождала комсоргов на линейке. Польский отряд прожил целый день по законам лагеря. После вечерней поверки, когда все отряды под бравурный марш расходились по своим корпусам, поляки задержались на несколько минут, встали в круг и спели под гитару тихую спокойную песню. Как рассказывает комиссар лагеря, кандидат психологических наук, профессор Анатолий Григорьевич Кирпичник, именно после этого случая, буквально на следующий день, появился новый ритуал — заканчивать день вечерней песней в отрядном кругу. Такая песня помогает стряхнуть бурный ритм прожитого дня, пожелать друг другу спокойной ночи.
Позже, когда я сама студенткой приехала сюда уже инструктором, «Комсорг» продолжал удивлять меня своим духом, чувством единения.
В лагере проводили исследования известные ученые: А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Б.З. Вульфов, Р.С. Немов, В.А. Караковский. Для нас — инструкторов и методистов лагеря, студентов факультета — эти встречи были настоящим открытием.
Каждое утро (а погода в августе в нашей полосе не всегда радовала солнышком) Роберт Семенович Немов начинал занятиями на турнике и купанием в реке Кубань. А через несколько дней к нему присоединились мальчишки из отрядов, и никого не надо было уговаривать и рассказывать о здоровом образе жизни. На празднике «Алый парус» это объединение вместе со своим руководителем, доктором психологических наук, демонстрировало разные трюки в «приехавшем цирке». Доктор педагогических наук А.В. Мудрик в роли звездочета предсказывал судьбу любопытным комсоргам.
«Комсорг» стал научной школой для студентов, аспирантов и преподавателей. Каждая смена с 1975 по 1989 год заканчивалась научно-практической конференцией, ведь все — от начальника штаба до инструктора — были не только педагогами, но и исследователями. За эти годы было защищено более 30 кандидатских диссертаций.
Исследования в области социальной психологии и необходимость более глубокой проработки многих научных вопросов привели к тому, что в 1974 году была создана психологическая служба, которая в первые годы любовно называлась «Службой настроения».

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЦВЕТОПИСЬ

Человек эмоциональный, Анатолий Николаевич темой своей научной деятельности выбрал проблему коллективных эмоций.
А.Н. Лутошкин экспериментально доказал наличие цикличности в эмоциональных состояниях коллектива. Это явление было названо маятниковым эффектом. Сущность его — в попеременном чередовании в коллективе настроений различной тональности: приятных, жизнерадостных, бодрых и неприятных, тревожных. Такая периодичность смены коллективных состояний (подъем — спад — подъем) на протяжении длительного времени создает определенный эмоциональный ритм жизнедеятельности коллектива, причем в каждом коллективе наблюдается свой индивидуальный цикл эмоциональной жизни.
Доказано, что длительное пребывание людей в состоянии эмоционального возбуждения постепенно сказывается на формах контроля за своим поведением в коллективе: происходят срывы во взаимоотношениях, ослабляется внимание к другим формам деятельности. Отмечено также: позитивная эмоциональная пресыщенность нередко переходит в состояние умиротворенности, благодушия, что изменяет позицию личности в коллективе — делает ее пассивной по отношению к общественно ценным делам.

Конечно, не только в исследованиях Лутошкина получил освещение этот важный научный факт.
На нем стояла и стоять будет социальная психология. Но факт, действительно, замечательный.
Эмоциональная жизнь любой группы имеет спады и подъемы. При большом опыте работы
с группами определенного типа можно эту цикличность изучить и периодичность спадов рассчитать.
Очень полезная информация. Еще важно понимать, что длительное, я бы сказала,
необоснованно затянувшееся пребывание группы в состоянии эмоционального подъема ничего хорошего не сулит.
И нечего к этому стремиться.

На вечерней планерке в «Комсорге» (в ней принимали участие педагогический коллектив и актив лагеря) можно было услышать такие сообщения работников психологической службы:
«Данные длительных наблюдений показывают, что завтра ожидается общий спад настроения, увеличение количества юношей и девушек с грустным настроением. Учитывая это, необходимо проявлять максимум внимания к каждому, по возможности избегать в общении тем, стимулирующих «обращение в себя». При организации отрядных дел следует исключить такие, которые способны усиливать печальное настроение...»

А вот к этой информации я бы отнеслась аналитически и даже критически.
Получается так: если людям взгрустнулось, это — непорядок, это — плохо.
Не стимулируйте их думы о себе, срочно ищите меры борьбы с печалью народонаселения лагеря или школы.
Что-то в этом не так. Взгрустнулось, говорите?
Вряд ли просто так, на пустом месте. Можно просто погрустить всласть,
а можно и разобраться, в чем же дело при помощи внимательного слушателя, психолога.
Странно, что служба настроения была создана не для того, чтобы помогать человеку
это настроение проживать и учиться его самому регулировать, а для того,
чтобы чужие чувства отслеживать и корректировать извне! Или я чего-то не поняла?

«Сегодня в лагере преобладало спокойное, уравновешенное настроение. Основными факторами, его обусловившими, были учебные занятия, четкая организация всех режимных моментов, благоприятные отношения комсоргов между собой, с инструкторами и методистами...»
Подобная информация психологической службы на планерке — это своеобразный итог работы этой службы за день.
Каждый вечер каждый комсорг заполнял «дневничок настроения» — простенькую таблицу, где определенным цветом отмечалось настроение отряда и свое настроение.
Это занимало, как правило, всего несколько минут. Однако психологическая значимость этого акта весьма высока. Ребята говорили о том, что было полезно оценить свое самочувствие, что у них появился интерес к своему внутреннему миру, их привлекает возможность «исповедаться» и в какой-то мере даже снять напряжение.
Еще более полезна методика цветописи для педагога. Она дает конкретные ориентиры для его работы с воспитанниками. Негативное настроение того или иного ребенка, сохраняющееся в течение нескольких дней, — это обычно верный сигнал неблагополучия. Получая такой сигнал, педагог имеет возможность отреагировать на него.

КОЛЛЕКТИВ

Педагогу для работы с коллективом важно знать уровень его развития, характер взаимоотношений его членов. Для решения данной задачи А.Н. Лутошкиным была разработана методика эмоционально-символической аналогии. Она предполагает коллективную самоаттестацию группы.
В движении группы от «неколлектива» к «коллективу» условно можно выделить пять основных этапов: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел» (что соответствует установленным этапам развития группы как коллектива в концепции школы Л.И. Уманского).

Практическая типология малых групп, разработанная А.Н. Лутошкиным, опубликована
не раз и не два. Однако есть ощущение, что многие молодые психологи считают ее устаревшей.
Мне кажется, это не так. Она удивительно образна и хорошо ложится на романтическое мировосприятие подростка.
Я не очень верю в ее объективный диагностический смысл, сила ее в другом.
Самоаттестация уровня развития коллектива по Лутошкину — замечательный прием
практической развивающей и коррекционной работы
с подростковым коллективом.

Формирование коллектива — процесс непрерывный. Но прежде чем ставить цель и конкретные задачи перед классом на какой-то период, например на учебный год, надо наиболее точно определить его «местонахождение» на пути к коллективу.
Как это лучше организовать?
Нет каких-то очень строгих правил по проведению самоаттестации. Она проводится раз или два раза в год. Во время ее проведения должна быть создана дружеская, доверительная обстановка, атмосфера взаимной требовательности.
Как показывает опыт, сам факт проведения самоаттестации, откровенный разговор на ней дают много полезного для формирования и сплочения коллектива. Главное, что каждый имеет возможность взглянуть на свой класс как бы со стороны (Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. М., Педагогика, 1981).

«КАК ВЕСТИ ЗА СОБОЙ»

Книга, написанная Анатолием Николаевичем для школьников-старшеклассников, пережила три издания, была переведена на несколько языков. И сегодня она не потеряла своей актуальности (жаль, что она нынче не приглянулась никому из издателей).
В книге идет живой, интересный разговор взрослого со школьниками об основах организаторской работы. В ней нет прямых, назидательных указаний — нужно делать так, а не иначе. На ее страницах говорится о человеке, которого можно назвать лидером, о том, что все люди имеют свои индивидуальные особенности, и о том, как строить отношения со сверстниками.
Все материалы книги — это исследования, проведенные либо самим автором, либо дипломниками историко-педагогического факультета. Великолепный рассказчик, лектор, изумительно владеющий словом устным и письменным, Анатолий Николаевич виртуозно переложил результаты серьезных психологических исследований на язык, доступный мальчишкам и девчонкам. Многие старшеклассники 70-х начинали свое вхождение в психологию именно с этой книги.
Вот как говорит о книге сам автор: «Любому человеку, оказавшемуся в бушующем море, в дремучем лесу, в бескрайней пустыне, всегда понадобится компас, если он хочет выбрать правильную дорогу и не сбиться с пути. Когда же человек берется вести по сложному пути других, ему необходимо знать не только направление пути; ему понадобятся знания того, как увлечь людей за собой, как добиться, чтобы они тебе поверили, как организовать их. Интуиция, догадка, пример и советы товарищей, даже здравый смысл — это только союзники искусства вести за собой. В чем же смысл этих знаний и умений, которые заставляют сверстников устремиться за своим вожаком, как стать настоящим организатором — об этом книга».

Развитие организаторских умений — это очень актуальная психолого-педагогическая задача.
Будущее — за компетентным человеком, не столько обладающим конкретным предметным знанием,
сколько умеющим организовать работу по добыванию этого знания: личную и коллективную.
Книг и методических разработок на эту тему довольно много.
Но почти все они — переводные или сделанные нашими коллективами по аналогии с западными образцами.
А ведь есть собственный литературный запас, и грех им не воспользоваться!

Татьяна БИЛЬГИЛЬДЕЕВА,
психолог, г. Кострома
Комментарии
Марины БИТЯНОВОЙ