Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №32/2001

ТЕТ-А-ТЕТ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
КАК ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ

Авиценну однажды спросили:
«Каким образом вам удалось накопить такое большое
количество столь разнообразных знаний?»
«Я никогда не стеснялся спрашивать, если чего-нибудь
не знал», — ответил великий врач и мыслитель
.

Знание о внутренней, психической жизни человека целиком построено на опыте наблюдений за поведением других людей или самонаблюдения исследователя за своими чувствами и переживаниями.
И хотя за время развития психологии накопилось немало данных, позволяющих довольно точно строить гипотезы о внутренних мотивах и чувствах людей, а также с большой долей вероятности прогнозировать поведение того или иного человека (и особенно групп людей) в различных ситуациях, процесс познания человека мне представляется бесконечным. Прежде всего потому, что человек — это продукт культуры, а культура (с помощью людей!) развивается непрерывно, оказывая, в свою очередь, существенное влияние на психическую жизнь творящих ее индивидуальностей.
Этот процесс бесконечен и потому, что человеку свойственно знать и рассуждать о себе самом (и о других, конечно) в собственной системе понятий. Не случайно сегодня существует так много психотерапевтических школ и психологических направлений. Дело не только в тщеславии их основателей (хотя и в нем, конечно, тоже). Помимо этого здесь действует фактор времени — каждому поколению требуется своя психология и психотерапия, всякое время ждет новых учителей и просветителей, новых слов для объяснения давно открытых феноменов.
Из этого нехитрого закона вытекает несколько важных и не вполне очевидных следствий.

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Первое. Знание о психической жизни человека может быть адекватно усвоено только посредством личной передачи. Книги выступают лишь в качестве подспорья, очень важного, но не абсолютного средства познания глубин человеческой души. Книги современников пользуются стабильным спросом, несмотря на то что в них часто излагается что-то давно известное и кем-то когда-то уже сказанное.
Второе. Наиболее достоверное знание о том, каким образом люди, живущие в настоящее время, создают и переживают свои трудности и проблемы, можно получить только из реального опыта взаимодействия с современниками. И/или посредством старой испытанной интроспекции, то есть наблюдения за возникновением и протеканием собственных психических реакций на различные стимулы. На основании этого опыта в совокупности с приобретенными в процессе обучения знаниями специалист-психолог и создает собственное видение причин и следствий человеческих поступков и прочих проявлений психической жизни. А это свое, личностно опосредованное и потому наиболее верное видение позволяет находить способы помощи людям для преодоления их проблем и облегчения душевных страданий.
Таким образом, познавательная деятельность в процессе консультирования выступает как фундаментальный вид деятельности, позволяющий, во первых, получать необходимую информацию о конкретном клиенте и его жизненных обстоятельствах; во вторых, отслеживать реакции клиента в ответ на различные терапевтические воздействия и собственные чувства консультанта, возникающие в процессе консультирования; в третьих — расширять и дополнять знания и представления консультанта об особенностях функционирования человеческой души.
Этот непрерывный процесс познания способствует построению общей концептуальной модели психологической помощи и позволяет выработать оптимальную стратегию в решении проблем данного клиента.
Следует отметить, что все обозначенные выше познавательные задачи решаются в процессе реального консультирования параллельно. В промежутках между отдельными консультациями происходит окончательный анализ полученной информации, в результате которого строятся гипотезы и определяются дальнейшие шаги консультирования.
Далее я попытаюсь «препарировать» этот целостный процесс, для того чтобы показать реальное содержание деятельности по решению задач консультирования.

НУ ТЫ СПРОСИЛ!

Что нужно делать консультанту, для того чтобы получить информацию о клиенте? Естественно, во-первых, умело задавать вопросы, а во-вторых — слушать ответы на них.
Как правило, клиент не знает, что нужно рассказывать психологу. Более того, людям свойственно, с разной степенью осознанности, скрывать информацию о себе и своей жизни, в том числе и ту, что непосредственно связана с актуальной проблемой. Поэтому выспрашивание является важным инструментом, особенно на ранних стадиях консультирования. Консультант должен на основе имеющегося у него знания строить линию выспрашивания, с тем чтобы выяснить реальные обстоятельства жизни, связанные с данной проблемой.
Уже на этапе первичного заявления проблемы у опытного специалиста появляется своего рода когнитивная карта, на которой отображаются возможные источники и следствия заявленной проблемы.
Здесь важно не спешить с выбором пути, но позволить себе узнать больше об этом конкретном человеке и его жизненных обстоятельствах. «Сила мелочей в их количестве», — гласит американская поговорка, поэтому следует внимательно относиться к тем фактам, которые, с точки зрения клиента, не имеют решающего значения.
Правда, всегда существует опасность заблудиться в лесу многочисленных мелких фактов и событий (особенно если клиент оказался разговорчивым). Нужно понимать, что нельзя объять необъятное, и в какой-то момент следует выбрать один из фактов и попытаться пойти по его дорожке — остальные никуда не денутся. Более того, по мере вашего движения нужные будут сами всплывать поблизости и подсвечивать темные до этого уголки сада души.
Во время семинаров меня часто спрашивают, откуда берутся вопросы? Как определить, что в следующий момент надо задать именно этот вопрос? Ответ прост: если вы действительно слышите, что вам говорит клиент, то вопросы возникают сами.
Все вопросы, которые я задаю в процессе консультирования, я получаю от клиента. Довольно часто следующий вопрос прямо подразумевается в тексте, произнесенном клиентом, иногда вопрос подсказывают изменившиеся интонации, мимика или положение тела.

ВНИМАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

Важно быть предельно внимательным в процессе консультирования, чтобы по-настоящему услышать и увидеть, что же происходит с клиентом во время консультации. И тогда вы сможете сами понять, что стоит за его проблемами, и на основе этого знания помочь ему справиться с ними.
Внимательность — одна из важнейших характеристик успешного консультанта, которую можно и нужно специально тренировать.
Внимательность заключается в том, чтобы не просто слушать и смотреть, но и слышать и видеть разворачивающуюся историю жизни души во всех ее контекстах и на разных уровнях.
Работа внимательности требует напряжения всех органов чувств консультанта. При этом нужно помнить, что организм консультанта также является рабочим инструментом, который важно уметь слушать и использовать. В контакте с клиентом происходит взаимный обмен энергиями (да простят меня упрямые материалисты), поэтому чувства клиента становятся доступными для консультанта. Но он их переживает с помощью своего организма, который говорит на своем особом языке, отличном от обычной речи. Чем лучше консультант способен понимать язык собственных ощущений и чувств, тем больше его способность к эмпатии.
В данном случае понимать — значит быть способным перевести ощущение на сознательный уровень, выразить его посредством общепринятых понятий. Только тогда клиент сможет почувствовать, что его понимают, и получит возможность определить и дифференцировать собственные чувства.
Определить же чувства — значит сделать первый шаг на пути к управлению ими. Для решения психологических проблем способность управлять чувствами является необходимым условием.

НЕПОДДЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Успешное консультирование невозможно без наличия у консультанта выраженного познавательного интереса к проблемам человеческой души, да и просто к жизни во всех ее проявлениях. Собственный разнообразный опыт жизни и осведомленность в различных областях позволяют консультанту лучше понимать контексты, в которых живут разные категории клиентов.
Безусловно, что для практикующего консультанта неисчерпаемый источник познания представляют люди, обратившиеся за помощью. Не нужно бояться удовлетворять свое любопытство за счет клиента! Поскольку любопытство предполагает наличие искреннего, настоящего интереса к человеку — носителю информации. А интерес способствует установлению более тесного контакта и формированию атмосферы доверия между консультантом и клиентом.
Людям нравится, когда к их жизни проявляют неподдельный интерес. Это позволяет им чувствовать свою значимость, преодолевать ощущение собственной никчемности и ненужности.
Познавательный интерес, проявляемый консультантом в процессе общения с клиентом, нужен и для того, чтобы привлечь клиента к процессу познания глубин его собственной души, заразить его жаждой поиска и пробудить способность удивляться. Человеку необходимо научиться управлять собой и собственной жизнью самостоятельно и в дальнейшем быть способным самому решать свои проблемы и успешно преодолевать жизненные трудности. Таким образом клиент обретает независимость от меняющихся обстоятельств. Ведь главная цель гуманистически ориентированного консультирования — помочь человеку стать сильным и свободным. А знание — великая сила.
Удивляйтесь, господа, удивляйтесь!

Александр ШАДУРА