Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2001

РЕПОРТАЖ

В ПОИСКАХ ПОЗИТИВНОГО ОПЫТА

5 июля в Москве состоялось совещание президиума совета по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями Всероссийского общества инвалидов.
Проблема детей-инвалидов достаточно часто обсуждается на различных совещаниях, причем самого высокого уровня. Министерство образования РФ, Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ постоянно проводят различные семинары и конференции, на которых говорится об образовании этих детей, их реабилитации и адаптации к нормальной жизни. Но на практике получается так, что дети-инвалиды продолжают жить в своем замкнутом мире, часто не имея возможности для продолжения образования, нормального общения и досуга. Поэтому было создано новое общественное объединение — совет по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Инвалиды должны жить полноценной жизнью, считают члены этого Совета. К сожалению, все благие пожелания в этом направлении остаются только словами. Главным препятствием для многих начинаний сейчас являются межведомственные барьеры. Особенно сложная ситуация сложилось в ряде регионов.
Межведомственная разобщенность проявилась даже на совещании президиума, поскольку его членами являются представители самых различных организаций.

Совещание вели сопредседатели совета С.И. Агеев и Е.Д. Худенко.
Им пришлось приложить немало усилий,
чтобы представители разных ведомств смогли выслушать друг друга

ДОЛОЙ ППМС-ЦЕНТРЫ!

Взгляд врачей на проблему обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья высказал Е.Т. Лильин (генеральный директор Республиканского объединения восстановительного лечения и реабилитации детей-инвалидов). В своем выступлении он много внимания уделил проблеме реабилитации этих детей. По его мнению, она должна быть комплексной (а не отдельно психологической, педагогической или медицинской) и включать в себя лечение, психолого-педагогическую коррекцию жизни ребенка в семье и социальную адаптацию.

Представитель медицины Е.Т. Лильин твердо убежден
в правильности своего мнения

 

Осталось, правда, непонятным, где такую реабилитацию проводить. Для этой цели предназначены ППМС-центры, но они были отвергнуты выступающим по причине присутствия там специалистов непонятной классификации и специализации. Такие центры, по мнению Евгения Теодоровича, должны быть реабилитационными. Особенно негативно он воспринял появление центров ранней реабилитации детей. Он считает, что любая мать, заметив проблемы у ребенка, пойдет непосредственно к врачу, а не в центр. В медицине уже создана четкая схема работы с детьми-инвалидами, которая не нуждается в изменениях и улучшениях.
Реабилитационные центры должны стать своеобразной школой для детей и родителей. Там обязательно должен быть дневной стационар и центр социальной адаптации. необходимо присутствие врачей, юристов, педагогов и инвалидов, которые стали успешными в тех или иных делах. Они могут стать положительным примером для детей.
(Психологи почему-то из этого перечня исчезли. Хотя в современных детских учреждениях для детей с ограниченными возможностями отсутствуют именно квалифицированные психологи.)
Такие реабилитационные центры, по мнению выступающего, должны существовать на разных уровнях, начиная с федерального и кончая областным. Все центры (вне зависимости от их подчинения) призваны заниматься информационной поддержкой семьи и проводить мониторинг детского здоровья. Региональные центры должны внедрять новые технологии и заниматься подготовкой кадров.
Е.Т. Лильин поставил немало вопросов. Поставим свой вопрос и мы: если в медицине существует хорошо разработанная система реабилитационных центров, то почему она не работает?

ПЕДАГОГИ НЕ СДАЮТСЯ!

Достаточно благостной оказалась картина, которую нарисовал Б.В. Белявский (начальник отдела Минобразования РФ). Оказывается, что и в образовании для детей-инвалидов все делается именно так, как нужно.
Начиная с 1997 года Управление специального образования работает с родительскими общественными организациями и обществами инвалидов.
Занимаются в Министерстве образования и проблемой интеграции детей-инвалидов. Проблема эта решается отдельно для различных возрастных групп.
Будет проводиться обучение педагогов по программе работы с детьми-инвалидами в условиях интегрированного обучения. Такое обучение планируется проводить в регионах поэтапно. ЮНИСЕФ уже готова финансировать эту программу. Кстати, психологи и педагоги «на местах» заинтересованы в расширении работы с детьми-инвалидами.
Предполагается открыть специальные курсы для руководителей учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями обучения.
Будут также проводиться различные обучающие конференции для педагогов. На них будут обсуждаться формы и методы работы с больными детьми. Правда, по мнению Б.В. Белявского, например, аутизм (заболевание, которое, без сомнения, требует психолого-педагогической, а не медицинской реабилитации) стойко игнорируется органами управления образованием на местах. В частности, во время проведения опроса в Московской области выяснилось, что здесь нет ни одного ребенка с ранним детским аутизмом. И это на территории, где проживает более 6,5 миллионов человек! По статистике же, один аутист приходится на 26 тысяч человек.
Б.В. Белявский выразил озабоченность межведомственной разобщенностью. Проблема обучения детей-инвалидов напрямую касается их профессионального образования. Куда дальше пойдет такой ученик? Будет ли он востребован обществом? В России сейчас существует только один институт-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательной системы.

ЗАКОН НА СТРАЖЕ

О том, как организована работа с детьми-инвалидами в Москве, рассказала представитель Московского комитета образования, начальник юридического управления Л.А. Дорофеева.
На федеральном уровне разработана законодательная база, обеспечивающая образование детей-инвалидов, но, к сожалению, она не всегда устраивает регионы.
Москва пошла «своим путем» и не стала переписывать федеральный базовый закон о специальном образовании, а занялась разработкой специальных программ. Сейчас уже принят закон «Столичное образование-4», где учтены права детей с ограниченными возможностями на получение ими образовательных услуг. Существуют и межведомственные программы, созданные совместно с ведомствами по здравоохранению, делам семьи и молодежи.
Впервые в нашей стране Московским департаментом образования был разработан проект школы надомного обучения.
Людмила Алексеевна с сожалением констатировала, что в правовой сфере сегодня существует информационный вакуум. Нет таких информационных изданий, где юристы, врачи, педагоги и психологи давали бы родителям консультации и разъясняли бы права детей-инвалидов. Оптимальным стало бы создание информационного сборника с подборкой всех существующих материалов для тех, кто работает и общается с детьми-инвалидами.

НЕ СОЗДАВАТЬ ИЛЛЮЗИЙ

Оригинальную точку зрения высказала И.А. Тушевская (декан вечернего факультета Московского государственного университета культуры). На этом факультете готовят социальных педагогов для реабилитационных центров и домашних гувернеров. Ирина Александровна, являясь мамой ребенка-инвалида, лучше многих знает и понимает проблемы этих детей и их родителей.
Она с большой осторожностью отнеслась к тому, что родители детей-инвалидов будут иметь возможность получать всю информацию о своих правах. Дело в том, что правовое поле для детей-инвалидов существует, но оно не работает! Причем не только в регионах, но даже в Москве. А знание о законах, которые не работают, приведет к острой конфронтации между представителями властей и родителями детей-инвалидов.

И.А. Тушевская говорила
о правах детей-инвалидов и их родителей

Даже если конкретный чиновник или представитель власти искренне готов помочь ребенку, часто он просто не может сделать этого из-за отсутствия материальных возможностей для такой помощи.
Информационная база должна быть, но она должна содержать работающие документы и позитивные материалы о реабилитационной работе с детьми.
Нельзя воспитывать иждивенческую позицию у родителей, надо настраивать их на то, чтобы они сами умели многого добиваться.
Ирина Александровна высказала ряд претензий к врачам. По ее мнению, они стали очень жестко специализироваться. При этом каждый из специалистов отстаивает собственную точку зрения. Поэтому часто родители детей-инвалидов становятся заложниками профессиональной рассогласованности.
Все это приводит к еще одному негативному явлению. Сами родители начали активно заниматься специальной психологией. Многие из них, не имея нужной подготовки и ориентируясь прежде всего на проблемы собственного ребенка, стали работать в реабилитационных центрах.
При желании можно было бы давать родителям специальные знания, делая из них помощников педагогов. Многие родители идут работать в центр, потому что не знают, как им взаимодействовать с собственным ребенком. Они сами нуждаются в психологической помощи и поддержке. Необходима профессиональная работа, чтобы помогать родителям выйти из стресса.
И здесь очень важно информирование о реальном положении вещей. Не следует создавать иллюзий у родителей. Ребенок с повреждением опорно-двигательного аппарата никогда не будет нормально ходить.
На первый план должен выйти поиск путей компенсаторного развития ребенка. Вот здесь как раз нет никаких границ для творческого и личностного развития.
В коррекционной работе полезны такие формы, как игровая системотехника. Правда, сейчас у нас крайне мало таких специалистов.

ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

В Москве уже полгода существует центр образования и медико-социальной реабилитации «Здоровое поколение», в котором решены многие, казалось бы, безнадежные проблемы: преодолены межведомственные барьеры, идет реабилитационная работа с детьми и их семьями, осуществляется ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии детей.
Все это не чудеса, а хорошо продуманная и ежедневная работа. О ней рассказала заместитель директора центра Л.И. Аксенова.
В «Здоровое поколение» направляются дети из детской поликлиники им. Н.Ф. Филатова. В центре работает команда хорошо подготовленных врачей.
Если дети маленькие — от одного до полутора лет, то родители находятся в центре вместе с ними. Здесь дети и родители посещают реабилитационные группы. Трехлетки занимаются в развивающих группах кратковременного пребывания. Мама с ребенком за один визит в центр успевает побывать у нескольких специалистов.
Многие дети интегрируются в обычные детсадовские группы, существующие при центре.
Диагностика и коррекция, которую проводят здесь с детьми, является бесплатной. Финансирование идет из трех источников: комитетов образования, здравоохранения и социальной защиты населения правительства Москвы.
Многим маленьким клиентам, к сожалению, приходится отказывать — нет мест. Правда, сейчас на базе Московского государственного педагогического университета ведется подготовка специалистов для работы в аналогичных детских учреждениях.
Очевидно, одной из функций совета по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями должно стать изучение и распространение позитивного опыта.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Образовательный
научно-методический центр
«Развитие и коррекция»
Тел.: (095) 953-35-50


Рассказывая о Совете по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями, его сопредседатель, директор образовательного научно-методического центра «Развитие и коррекция» Елена Дмитриевна ХУДЕНКО особо отметила, что идея его создания была инициативой, идущей «снизу».
Создание Совета было инициировано директорами коррекционных школ и реабилитационных центров в связи с тем, что их проблемы не решались на местах. Очень мешает межведомственная разобщенность, а ведь именно дети-инвалиды, как никто другой, нуждаются в содействии органов социального обеспечения, в медицинской помощи, в специальном образовании. Поэтому на практике невозможно создать единый образовательный маршрут, который декларирован во всех наших законодательных актах. Причиной этого могут быть разногласия в определении источников финансировании специалистов различных ведомств, финансовой помощи самим детям. Это и подвигло специалистов объединиться и создать совет.
На этом совещании определился состав президиума, был утвержден план его работы. Удалось скоординировать усилия всех заинтересованных сторон: ученых, специалистов отделов образования, системы социального обеспечения и развития, врачей.

Елена Дмитриевна, как будет работать совет в регионах?

Мы предполагаем, что к нашей работе подключится практически вся Россия. Сейчас в Совет входят 154 директора коррекционных школ, около 20 родительских ассоциаций из 54 регионов России.
Для того чтобы эффективно управлять такой разобщенной и разветвленной сетью, мы опираемся на структуру федеральных округов. С нами сотрудничают представители этих округов, которые создают межрегиональные отделения совета, включая и областные.
Центральным органом совета является президиум. На его заседании мы планируем составить график проведения межрегиональных советов, утвердить планы их работы и определить первые шаги по решению наиболее актуальных проблем.

Что планируется в первую очередь?

На мой взгляд, наиболее разумным будет открытие в регионах курсов по обучению родителей из семей, которые имеют детей-инвалидов. Эти курсы будут проводиться под эгидой ЮНЕСКО. Также (если будут финансовые возможности) нужно организовать междисциплинарные курсы для психологов, педагогов, учителей, реабилитологов, которые работают с детьми-инвалидами.