Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2001

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ЖИЛА-БЫЛА РЯБИНА...

Диагностический потенциал детских рисунков в арт-терапии

Окончание. Начало см. N 32/2001г.

Как замечает известный арт-терапевт К. Уэлсби, иногда бывает очень трудно разобраться в природе тех или иных проблем учащихся: связаны ли они с физическими, сенсорными, познавательными, эмоциональными или поведенческими факторами. Так, замкнутая, тихая девочка может иметь более серьезные проблемы, чем непослушная и эмоционально неуравновешенная, хотя именно первая может оставаться без внимания со стороны специалиста.
Арт-терапия нередко помогает выявить такие особенности и секреты детей, которые скрыты от наблюдателя в обычной школьной жизни.
Специфика арт-терапевтической диагностики — в ее гуманности по отношению к человеку. Диагностический и терапевтический процессы протекают одновременно. При этом легче устанавливаются эмоциональные, доверительные отношения между испытуемым и психологом.
Арт-терапевтический подход к интерпретации детских рисунков не сводится к количественному и качественному анализу формальных признаков, хотя, несомненно, элементы такого анализа присутствуют.
В арт-терапии, в отличие от проективных графических методов, интерпретация сопровождается обратной вербальной связью. Причем диагностика предполагает также рефлексию самого «художника», осознание им содержания своего внутреннего мира.
По словам Р. Гудман, арт-терапия дает человеку возможность одновременно выступать и в качестве «свидетеля», и в качестве «непосредственного участника» изобразительного процесса, проводить рефлексию своего травматического опыта, переводя информацию о нем с эмоционального на когнитивный уровень.
В данной статье мы проанализируем работы младших школьников, выполненные на одном из арт-терапевтических занятий. (Рисунки предоставлены учителем И. Ветошинской.) Для интерпретации этих рисунков используем подход, разработанный Греггом М. Ферсом.

ОПОРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФЕРСА

Рассматривая спонтанные рисунки как средство выражения бессознательного, Г. Ферс выбирает для интерпретации несколько опорных элементов (впечатление от рисунка, расположение его частей, цвета деталей и т.п.). Полный список приведен справа вверху на соседней странице.
Очень трудно, по словам Г. Ферса, расположить опорные элементы в последовательном порядке. Для этого не существует готовых рецептов и методов.
Следуя совету автора, мы вместе с детьми попытались определить «притяжение» отдельных опорных элементов, что в каждом конкретном случае и стало началом интерпретации.
Приведем обобщенные результаты такой работы, проведенной Ольгой Лебедевой на примере представленных в статье рисунков.

ЧТО ВЫГЛЯДИТ СТРАННЫМ?

При интерпретации рисунков нужно обратить внимание на то, почему некоторые объекты нарисованы необычно и выглядят странно. Например, часы с буквами вместо цифр, машина, летящая в небе, трехрукий человек или собака с пятью ногами. Представление объекта в таком необычном виде часто указывает на наличие у испытуемого специфической проблемной области, о существовании которой он может и не знать.
Так, на рисунке 2 сразу бросается в глаза необычная форма кроны, разглядывая которую нетрудно заметить, что ее левая сторона нарисована ровно, а правая криво. Кроме того, правая часть обведена несколько раз, отчего выглядит толще противоположной. Также вызывает удивление туча, нарисованная от края до края листа. Возможно, это связано с тем, что у Юли мать наркоманка, а отца нет.
Обращаясь к рисунку 4, отметим странный наклон березы. Вероятно, он не случаен. Солнце может символизировать значимого человека, который оказывает влияние на ребенка. Возможно, ребенок его боится. В данном случае солнце имеет лицо. И конечно, нельзя не заметить молнии, изображение которой ассоциируется с агрессией. Сама Яна, комментируя рисунок, подчеркнула, что ее дерево боится молнии. Судя по всему, девочка раньше пыталась сопротивляться давлению родителей (или одного из них), а теперь ей это не под силу. Обратим также внимание на заштрихованные части у основания дерева и на самой верхушке, которые выглядят довольно необычно.
Для меня рисунок 5 является самым интересным и привлекательным (я бы даже сказала интригующим) с точки зрения интерпретации. Довольно странно изображена вторая река, впадающая в главную. Она больше похожа на водяной смерч или водопад. И если приглядеться, то можно заметить, что на одной линии по вертикали нарисованы весьма необычные символы: одинокая птица на облаке, которая отделилась от стаи, маленькая речка (что это именно речка, стало понятно из рассказа ребенка), гриб, который отличается от других тем, что обведен черным цветом. Рисунок навевает тревогу, хотя мальчик говорит, что «настроение у деревьев нормальное, они счастливы». Возможно, ребенок предчувствует какие-то неприятные события, но пока их не осознает.
На рисунке 6 сразу бросается в глаза, что дерево имеет лицо. Вообще-то этот символ довольно часто встречается в детских рисунках, но на данном лице отсутствует нос, а сам овал обведен несколько раз с сильным нажимом на карандаш. Несколько странное ощущение вызывают и ветки дерева, особенно та, на которой висит кормушка. Необычная форма ветки и присутствие всего одного листочка заставляют задуматься, что бы это значило. Отметим также грозный, даже устрашающий вид летящей птицы.

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?

Г. Ферс советует изучить рисунок с точки зрения недостающих или пропущенных объектов. Недостающие элементы могут иметь важное значение для рисовальщика. Они с большой долей вероятности обозначают или символизируют то, чего недостает этому человеку в жизни.
Обратимся к рисункам 3 и 6, на которых видно, что крона деревьев заштрихована только частично. Причем пустой остается правая сторона. К тому же заметно, что на переходе от заштрихованной части к незаштрихованной нажим на карандаш сильнее и как бы агрессивнее.
Вообще, штриховка играет не последнюю роль. Например, на рисунке 1 штриховка кроны намного заметнее и ярче в том месте, где заканчивается путь червя. Сам же червь заштрихован желтым и движется от земли почти до верхушки.
Из книги Ферса следует, что «линию жизни» можно провести вертикально от основания дерева до верхней границы кроны. Затем все примечательные особенности дерева, такие как обрезанные сучья, дупла, повреждения и т.д., следует отметить и соотнести с возрастом человека. Вопросы о промежутках времени, соответствующих этим отметинам на дереве, помогают получить значимую информацию о бессознательном пациента. Исходя из сказанного, логично предположить, что какое-то серьезное событие в жизни Саши произошло, когда ему было примерно семь лет. Видимо, это событие оставило заметный негативный след в памяти мальчика. Хотя история червя завершилась тем, что его съел дятел. На рисунке дерева хорошо заметна штриховка, как бы ограничивающая путь червя.

ЧТО НАХОДИТСЯ В ЦЕНТРЕ?

То, что нарисовано в центре, часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого человека является важным. Например, взглянув на рисунок 6, мы сразу же замечаем лицо, которое расположено в самом центре картины. Роберт персонифицирует дерево, придавая ему образ человека, на что указывают и ветки-руки, и силуэт дерева.

РАЗМЕР

Важное значение имеют размеры и пропорции изображенных объектов, животных, людей. Преувеличенно большие фигуры призваны что-то усилить, а чрезмерно уменьшенные — принизить.
Хорошим примером может служить рисунок 1. Крона дерева доходит до самых корней, а одна из левых веток очень длинная и широкая. Создается впечатление, что у нее есть продолжение за пределами листа, она как бы не уместилась на нем.
Грибы размером в половину дерева на рисунке 3, судя по всему, имеют какое-то диагностическое значение, так же как и туча во всю ширину листа на рисунке 2.

ИСКАЖЕНИЕ ФОРМЫ

Весьма часто какая-либо часть фигуры или объекта бывает изображена с искажением пропорций. Это может символизировать проблемную область, которой необходимо уделить особое внимание.
Не совсем ярким, но все-таки примером диспропорций могут служить ветки дерева на рисунке 6, крона на рисунке 2 и наклон березы на рисунке 4.

ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ОБЪЕКТЫ

Если на рисунке объекты часто повторяются, следует сосчитать повторы. Число объектов во многих случаях относится к единицам отсчета времени или событиям, имеющим для ребенка значение в прошлом, настоящем или будущем.
Приведем некоторые подсчеты. Так, на рисунке 4 видим 2 облака, 11 кустарников и 28 цветов (причем 14 цветов на правой стороне и 14 на левой).
Рисунок 5 содержит изображения 18 птиц, одна из которых совсем отделена от стаи; 6 грибов, один из которых обведен другим цветом; 12 черточек на каждой березе.
На рисунке 3 автор изобразил 3 гриба и 2 дерева.

ЛИНИЯ ВДОЛЬ ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ ЛИСТА

Горизонтальная линия в верхней части листа, изображающая небо, или просто нарисованная линия, может обозначать то, что психологически угнетает «художника». В большинстве случаев это «что-то» является для него бременем, из-за него человек испытывает страх. Страх рождается из-за невозможности справиться с этим бременем. Пример сказанному — рисунок 3.

ПОДПИСИ НА РИСУНКАХ

Написанные на рисунке слова требуют особого внимания. Иногда человек боится, что не смог выразить суть рисунка, поэтому слова призваны внести ясность в него. При этом возникает вопрос, что же было не так истолковано клиентом и неправильно понимается им сейчас. Возможно, это сомнения рисовальщика в невербальном способе общения.
Кроме названия рисунка «Береза хорошая, красивая», Денис написал фразу: «У каждого растения есть семья». Эти слова наводят на размышления, но я думаю, что у мальчика есть неразрешенные проблемы (возможно, еще неосознанные), которые вызывают у него мучительные переживания.

ДВИЖЕНИЕ. ТРАЕКТОРИЯ

Интересно проследить траекторию находящихся в движении объектов и определить, какие последствия это движение может вызвать.
Например, птица, несущаяся стрелой вниз (рисунок 6), не оставит никого равнодушным.
Бывает, что некоторые фигуры или объекты располагаются вдоль края листа и как будто продолжаются за его пределами, то есть недорисованы полностью. Край листа можно расценивать как своего рода границу. Считается, что такое расположение объекта может быть интерпретировано как потребность не отдаваться чему-то целиком, а быть вовлеченным в это лишь частично. Дети нередко таким образом изображают здание школы.
Итак, мы видим, что дети проецируют на бумагу визуальные образы, богатые символикой. Приблизиться к пониманию тайного смысла рисунка — значит приблизиться к пониманию внутреннего мира маленького человека: его истинных, скрытых от взрослого, чувств, переживаний, проблем.

Людмила ЛЕБЕДЕВА,
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник

Ольга ЛЕБЕДЕВА,
студентка,
Ульяновский государственный
педагогический университет

Рисунок 1.
«Червь»

(Александр Г., 10 лет)
Собственная интерпретация:

Полз как-то по земле червь и увидел, что перед ним большой, сочный дуб. Залез он на дерево и начал его есть. А потом прилетел дятел и съел червя. Недаром говорится, что дятел — врач леса. Моему дереву хотелось бы расти на опушке. Оно боится червей и грозы. Мечтает о дожде. Ему снится дождь и солнце, а любят его за чистый воздух.

Психолог. Кем было бы это дерево, если бы оно было человеком?

Саша. Оно было бы Разенковым Пашей в толстом виде.

Дополнительная информация: у Саши нет отца. Он один ребенок у мамы.

Рисунок 2.
«Чудное дерево»

(Юля К., 10 лет)
Собственная интерпретация:

Мое дерево очень красивое. Оно любит жить вместе с другими деревьями. У него много друзей, а врагов нет вовсе. Дерево ничего не боится. У моего дерева веселое настроение, потому что оно счастливо. Оно бы обрадовалось, если бы в нем сделала гнездо белка, а снится ему, что его все любят и уважают.

Дополнительная информация: мать Юли имеет наркотическую зависимость, отец из семьи ушел.

Рисунок 3.
«Береза хорошая и красивая»

(Денис Я., 10 лет)
Собственная интерпретация:

Жила-была береза среди других деревьев. Были ли у нее враги? Это зависело от ее отношения к другим деревьям. Если она относилась к ним корректно, они были добрыми. Она счастлива. Ее обрадовало бы море воды, а любят ее за ее красоту.

Часто на заданные вопросы Денис отвечал, что это провокационный вопрос или что он затрудняется ответить.
Дополнительная информация: один ребенок в семье.

Рисунок 4.
«Чудная береза»

(Яна Б., 11 лет)
Собственная интерпретация:

Мое дерево красивое и стройное. Растет на поляне среди других деревьев. У него много друзей и совсем нет врагов. Оно боится только молнии. Береза мечтает, чтобы все время светило солнце. У моего дерева очень хорошее настроение, оно счастливо. Если бы оно было человеком, это была бы я. Дереву снится, что оно попало в сказку. Его бы обрадовало, если бы у него было очень, очень, очень много друзей. Мою березу можно спасти, если ее напоить. Это дерево любят за то, что оно имеет такую красоту.

Рисунок 5.
«Две березы»

(Анатолий В., 11 лет)
Собственная интерпретация:

Жило два дерева. Они были очень дружными и никогда не расставались. Кроме них были две реки, и все они дружили между собой. Моим деревьям хотелось бы жить среди других деревьев. У них есть друзья и враги. Боятся вырубки. Они мечтают, чтобы было все, как есть. У деревьев нормальное настроение. Им снятся сны. Их все радует, только их надо поливать и вспахивать.

Дополнительная информация: в семье два брата, разные по темпераменту и поведению. Мама нередко старшего брата ставит в пример младшему.

Рисунок 6.
«Дуб с лицом»

(Роберт К., 10 лет)
Собственная интерпретация:

Жил-был дуб. Он стоял долго, и никто его не срубил. Он любил животных, но больше всего любил птиц. Однажды он попросил повесить на него кормушку. Жил этот дуб среди деревьев. Он ничего не боялся, так как ему ничего не грозило. Это дерево просто мечтает, чтобы все дружили. Если бы оно было человеком, то это был бы я. Это веселый дуб. Ему ничего не снится, потому что он не спит.

Дополнительная информация: у Роберта есть брат.

ОПОРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФЕРСА

Какое чувство передает рисунок?
Что выглядит странным?
Барьеры.
Чего не хватает?
Что находится в центре?
Размер.
Искажение формы.
Повторяющиеся объекты.
Перспектива.
Постарайтесь стать частью рисунка.
Растушевка.
У края листа.
Сравните с окружающим миром.
Несоответствие времени года.
Инкапсуляция.
Продолжение руки.
Оборотная сторона рисунка.
Подчеркивание.
Стирание ластиком.
Подписи на рисунках.
Линия вдоль верхней части листа.
Прозрачность.
Движение. Траектория.
Абстракция.
Заполненность — пустота.
Деревья и возраст.
Наложение рисунков.
Раскрытие смысла цветов.
Нетрадиционное применение цвета.
Изображение человека на работе, включенное в рисунок семьи.

ЛИТЕРАТУРА

Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков. Практикум по арт-терапии. Под ред. А.И. Копытина. СПб., 2000.
Уэлсби К. Часть целого: арт-терапия в школе. Исцеляющее искусство. Журнал арт-терапии, № 2, 2000, с. 16–34.
Ферс Г.М. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. СПб.: Европейский дом, 2000.

TopList