Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В ДЕТСКОМ САДУ И ШКОЛЕОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В ДЕТСКОМ САДУ И ШКОЛЕ

 

 

А.И. Савенков
М.: Издательский центр «Академия», 2000

 

В последнее время издано немало книг по вопросам одаренности. Данное издание выгодно отличается от них, с одной стороны, наличием авторского, обоснованного и проверенного в многолетних исследованиях, подхода, и с другой — широтой охвата проблемы.
Авторский подход проявляется не только в декларировании собственной точки зрения, но и в заинтересованной манере изложения.
Что касается содержательной стороны книги, то А.И. Савенкову удалось затронуть практически все аспекты проблемы одаренности.
Во-первых, он рассматривает одаренность с позиций психологии, педагогики и психогенетики и приводит много интересных фактов, которые могут быть по-разному интерпретированы читателем. Автор не навязывает свое видение проблемы, а дает возможность читателю сделать самостоятельные выводы.
Во-вторых, в пособии изложены как теоретические основы одаренности, так и практические рекомендации, вытекающие из той или иной научной модели.
И, наконец, в-третьих, описание истории вопроса соседствует с представлением современного состояния проблемы диагностики, обучения и воспитания одаренных детей.
Данное издание по своему замыслу является учебным, но содержит в себе материалы и для практической работы.
Для психолога-практика будет интересен раздел «Идентификация одаренных как педагогическая проблема», в котором автор рассматривает диагностику одаренности в виде многоуровневой системы.
Большое внимание в книге уделено педагогическим аспектам проблемы детской одаренности. Хорошо известно, что одаренные дети нуждаются в специальных программах обучения. Автор, опираясь на разработанные в педагогике подходы к обучению одаренных детей, говорит о том, каким образом можно перестроить образование, чтобы оно стало индивидуальным.
Как известно, существуют стратегии совершенствования обучения, опирающиеся на количественные параметры содержания образования: стратегия ускорения и стратегия интенсификации. Автором выделяется также стратегия обогащения, которая, в свою очередь, делится на горизонтальное обогащение — дополнение учебного плана специальными курсами и вертикальное — изменение принципа построения всех учебных программ.
Казалось бы, такая книга должна не только вооружать готовыми знаниями психологов и педагогов, но и вдохновлять их на работу с одаренными детьми. Однако после ее прочтения возникает вопрос: а каков в жизни одаренный ребенок? Опираясь на «Рабочую концепцию одаренности», автор дает определение понятия «одаренный ребенок», говорит о видах и проявлениях одаренности и даже приводит соответствующие примеры (правда, в основном из жизни выдающихся людей). Но все это не помогает читателю составить полное представление о сегодняшних одаренных детях. Возможно, подобная незавершенность — проявление специфики обсуждаемой проблемы?

Марина СТЕПАНОВА