Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №33/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПРАКТИКУМ ПО КРЕАТИВНОЙ ТЕРАПИИПРАКТИКУМ ПО КРЕАТИВНОЙ ТЕРАПИИ

 

 

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко
СПб.: Речь, 2001

 

В этой книге «собраны жемчужины практической психологии и педагогики — методы, связанные с активизацией в человеке творческого созидающего начала». Так пишут сами авторы в обращении к читателям. Хотя, пожалуй, подобное заявление о собственной работе может показаться кому-то несколько нескромным, на мой взгляд, оно является во многом истинным. Ведь методы сказкотерапии, куклотерапии, игротерапии, арт-терапии, песочной терапии, абсурдизации, формокоррекционной ритмопластики действительно пробуждают креативность в детях и взрослых, заставляют их увидеть в себе и вокруг множество удивительных, необычных, волшебных явлений, сдирают маску солидной взрослости с глубоко запрятанного (у некоторых) внутреннего ребенка.
Нельзя не поддаться обаянию сказок, щедро рассыпанных по страницам книги. Среди них много знакомых, встречавшихся ранее в других изданиях, много новых — притч, анекдотов, историй, стихов, философских эссе. По-моему, эту книжку стоило бы прочитать, даже если бы кроме них в тексте больше ничего не было.
Из этой книги я, например, впервые узнал, что такое формокорреционная ритмопластика. Оказывается, это уникальный синтез телесно-ориентированных и арт-терапевтических техник, восточной философии, духовной практики и сказкотерапии. Задачей этого метода является создание гармоничных форм в противовес дисгармоничным; человек как бы символически «лепит сам себя» и «лепит» предметы окружающего его мира.
Новой в современной психотерапии является техника абсурдизации и игр с использованием нонсенса в сказочном контексте. Любопытно, что психологи вспомнили замечательную книгу Клюева «Между двух стульев» спустя двенадцать лет после ее первого издания и обнаружили в ней богатые ресурсы для психотерапевтической абсурдизации.
В рецензируемом практикуме привлекает четкость и системность изложения материала. Каждый из методов описан по ясной и прозрачной схеме, с необходимой детализацией и комментариями. Есть подробные описания конкретных техник, игр и приемов. Теоретического и методического материала в книге действительно много.
Впрочем, трудно удержаться и от некоторых критических замечаний. Большая часть материала первой и второй глав, посвященных теоретическим основам и практике сказкотерапии, уже неоднократно встречалась в других книгах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой (или в книгах, вышедших под ее редакцией), а ведь это — почти треть общего объема текста. Материал-то хороший, но, покупая книгу, мы все-таки хотим найти в ней то, чего еще не знаем. На страницах «Школьного психолога» мною уже высказывались соображения о некоторых недостатках предлагаемой
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой классификации сказок (она воспроизводится и в «Практикуме...»), поэтому повторяться не буду.
Вместе с тем это очень полезная и нужная книга. В библиотеке школьного психолога она не будет лишней.

Игорь ВАЧКОВ