Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №37/2001

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ

Психологическая адаптация детей в условиях инновационной школы

Часто в негосударственную или инновационную школу дети приходят из обычной, массовой. Сложившийся стереотип поведения ребенка вступает в противоречие с новыми требованиями. Очень скоро (через одну-две недели) психологическое состояние школьника приближается к критической черте.
Сущность проблемы заключается в отсутствии механизма вхождения ребенка в новую среду. Прежде переход из одной школы в другую, как правило, не приводил к серьезным психологическим нарушениям. Сегодня же каждое инновационное учебное заведение имеет свой микроклимат.
Нам кажется, что наш многолетний опыт может послужить основанием для теоретических разработок и создания методики адаптации.

ТРУДНОСТИ ДЛЯ НОВИЧКОВ

В наш лицей прием осуществляется на конкурсной основе по результатам тестирования (в среднее звено). Желающие поступить в 9—10-е классы сдают вступительные экзамены.
Большинство будущих учеников в течение года посещают наши подготовительные курсы. Порядки лицея, структура его образовательного процесса являются для учащихся абсолютно новыми и непохожими на то, что они привыкли видеть в родной школе.
Замечено, что те дети, которые занимались на курсах, быстрее и легче осваивают новые порядки, чем новички. Видимо, лицейский «воздух», которым они немного подышали, благотворно влияет на процесс адаптации.
С какими трудностями сталкиваются вновь поступившие лицеисты? Во-первых, это более высокие учебные требования. Каждое полугодие учащиеся лицея сдают экзамены по профильным предметам, неудача на которых может привести к переводу в массовую школу. Во-вторых, это другие отношения внутри ученического коллектива, и в целом иная атмосфера в лицее.
Требования к внешнему виду, костюму, прическе, а также к поведению, закрепленные в «Кодексе лицеиста», налагают ряд запретов на некоторые школьные «вольности».
Многие дети без особых усилий над собой и даже охотно подчиняются этим требованиям, но сам факт того, что здесь так делают все, а там это было вовсе не обязательно, вызывает некоторое психологическое напряжение.
Осознание меры ответственности, от которой зависят и положение в коллективе, и учебные успехи, и оценка педагогов, не всякому ребенку бывает по силам.

ДОСЬЕ НА КАЖДОГО

Каждый поступивший к нам ребенок с первого дня пребывания находится под бдительным контролем психологической службы. При поступлении на него заводится «Индивидуальная карта», которая пополняется данными вплоть до выпуска из лицея. В эту карту заносятся все психолого-педагогические сведения об ученике: социально-бытовые условия семьи, характеристика физического развития, результаты учебной деятельности, особенности взаимоотношений с одноклассниками, особенности личностного развития и др. Всего 37 позиций.
Информация, заложенная в «Индивидуальной карте школьника», помогает нам в ряде случаев разобраться в трудностях адаптации того или иного ребенка.
Копилку сведений пополняют, помимо психолога, куратор и учителя класса. Информация фиксируется в компьютере и в любой момент может быть использована в педагогических целях каждым заинтересованным лицом. Полная информация о ребенке — главное условие успешной профилактики нарушений в его поведении и психологического неблагополучия.

КРАСОТА, КОМФОРТ, УЮТ

Не для всех учеников адаптация проходит в экстремальном психологическом режиме. Для большинства детей воспитание средой протекает безболезненно. Среда в лицее является не только средством, но и целью воспитательного процесса.
Термин «школьный дизайн» крайне редко употребляется в речевом педагогическом обиходе. Считается, что школьная среда — это временное, а знания и убеждения, приобретенные в школе, — это вечное.
Мы давно обратили внимание на воспитывающую, формирующую силу эстетично оформленной среды. И наша работа в этом направлении дала поразительные результаты. Преобразив наш лицей, мы изменили ментальную установку детей. Они стали понимать, что знания сами по себе мало что значат, если они не направлены на улучшение жизни. Мало того, получать знания приятнее в комфортных условиях, располагающих к творчеству. Нельзя сформировать воспитанного и имеющего вкус интеллигента в ущербных бытовых условиях.
Мы разработали также требования к внешнему виду лицеистов, согласовав их с эстетическим оформлением школы. Это способствовало изменению и во внутреннем мире наших воспитанников. Другим стало их психологическое самочувствие и мироощущение в целом. Они стали раскованнее, общительнее, пропала настороженность по отношению к необычной для них атмосфере. Изменился эмоциональный настрой детей: у многих на лицах вместо былой сосредоточенности и угрюмости появились улыбки.

ДЛЯ БЛАГА РЕБЕНКА

Как ни странно, но многие новички поначалу чувствуют себя неловко. Для них непривычны и дизайн в школе, и обслуживание в столовой. Несмотря на красоту и уют, обстановка давит на ребенка. Он не знает, как держать себя.
Такое состояние, повторяясь, может перерасти в психологический дискомфорт. Оказывается, что воспитывать красотой не менее трудно, чем физическим трудом или дисциплиной. Главное условие здесь — ненавязчивость требований. Входить в среду ребенок должен постепенно и естественно. Необходимо, чтобы у него создалось впечатление, что он сам, без руководства, усвоил новые нормы лицейской жизни.
Это может произойти только после того, как в сознании ребенка будет разрушен прежний стереотип поведения в школе. По длительности данный процесс занимает около полугода. Хотя для некоторых детей он растягивается и на более долгий срок.
Нередко родители не способствуют безболезненному вхождению ребенка в нормальный ритм лицейской жизни. Доводы родителей таковы: ребенок-де приходит сюда за знаниями, а соблюдение определенных норм поведения в школе является чуть ли не насилием над его личностью.
В таких случаях работать приходится с родителями. На них убеждения обычно не действуют. В нашу задачу входит нейтрализовать негативистское влияние родителей на ребенка и помочь ему осознать и воспринять лицейскую среду как наилучший из возможных для него вариантов воспитательного пространства.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Для старшеклассников в течение первого полугодия предусмотрены практические занятия на тему «Конфликтология». Они проходят при изучении психологии. В программу предмета «психология» входят также такие темы, как «Способы упреждения конфликта», «Способы снятия собственной агрессии», «Формы выхода напряжения», «Правила разрешения конфликта» и др.
Теоретический курс ориентирован на трансактный анализ Э. Берна. На практических занятиях обсуждаются часто встречающиеся конфликтные ситуации.
По мере приобретения знаний у старшеклассников происходит расширение сознания. Они начинают по-другому смотреть на свои проблемы.

НА ЛИНЕЙКУ СТАНОВИСЬ!

Еще одной формой приобщения к коллективным ценностям лицея являются регулярные линейки. Они проводятся по пятницам. На них подводятся итоги учебной недели.
На первый взгляд может показаться, что такая форма воспитательной работы пришла из далекого прошлого. Однако мы считаем, что линейка является нравственно-психологическим средством, формирующим у детей представление о лицее как о нашем общем доме.
На  линейке освещаются события лицейской жизни, подводятся итоги экскурсий, конкурсов, олимпиад, соревнований, награждаются победители, обозначаются проблемы.
На  линейке говорится и о негативном. Самое важное то, что ребята с нетерпением ждут линейку. Построение после звонка проходит за 1,5—2 минуты.
На коротком десятиминутном сборе все переживают за наш общий дом: радуются достижениям и победам, огорчаются неудачам, воодушевляются манящими перспективами.
Линейка имеет эстетический эффект: выстроившиеся ровными рядами, подтянутые и красивые, собранные и эмоционально приподнятые, ребята демонстрируют приверженность высоким интеллектуальным и духовным ценностям alma mater.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЭКЗАМЕНЫ?

Обучение в лицее отличается от обучения в массовой школе системой контроля знаний: учащиеся регулярно сдают экзаменационные сессии, по результатам которых осуществляется перевод в следующий класс или продолжение учебы в новом полугодии. Для всех учеников лицея, а не только для новичков, такие испытания — серьезная психологическая проблема. Ее решение зависит не только от успешности занятий в течение семестра, но и от степени психологической готовности ребенка к испытанию. Нередко бывало так, что дети, успешно выдержавшие сложнейшие вступительные экзамены, заваливали первую же сессию.
Уже несколько лет мы проводим для учащихся специальный предэкзаменационный психологический тренинг. На нем снимаются стрессовые состояния и фобии. Современные методики позволяют снизить у детей пороговый уровень психологической тревожности на 50—60%.
Может возникнуть вопрос: зачем вообще устраивать так часто экзамены, если от них страдает неустойчивая психика ребенка? Десятилетний опыт нашей работы показал, что выпускники лицея, прошедшие «чистилище» экзаменов — вступительных, семестровых, переводных, настолько устойчивы к ним, что вузовские экзамены не представляют для них серьезной психологической проблемы.
Наша система психологической адаптации постоянно развивается и совершенствуется. Мы приглашаем другие инновационные школы к обсуждению проблемы адаптации учащихся к школе.

Олег ЕГОРОВ,
кандидат филологических наук,
заместитель директора лицея,
г. Железнодорожный