Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №39/2001

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ЛИНИЯ ЖИЗНИ

Фрагмент занятия для старшеклассников по развитию творческого потенциала личности

Для учащихся старшего школьного возраста очень важно, чтобы окружающие видели их человеческие качества. Юноши и девушки дорожат неформальными взаимоотношениями. Для них ценно ощущение того, что их уважают.
При этом желательно, чтобы педагог действительно уважал учеников, простая вежливость без переживания этого состояния отстраняет детей.
Старшеклассникам необходимо также, чтобы их понимали. Они высоко ценят в людях человеческие качества: умение понимать другого человека, обеспечивать ему принятие и поддержку, создавать условия психологической безопасности.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Это занятие начинается с постановки проблемы, которая носит интеллектуальный характер. Однако психолог оговаривает, что способы разрешения этой проблемы могут быть самыми различными, то есть сразу же создает установку на безоценочное принятие.
Психолог постоянно подчеркивает, что есть множество способов выполнения задания.
Положительная поддержка дается в ответ как на предложения учащихся, так и на их вопросы. Отметим, что безоценочно принимаются не только позитивные, но и негативные проявления.
Учащемуся, который испытывает затруднения, психолог помогает выполнить работу. Делает он это особым образом: стимулирует собственные возможности ученика и трансформирует когнитивное содержание в эмоциональное. Происходит это в непрерывном диалоге с учащимся.
Подобное взаимодействие является достаточно сложным, и принять на себя ответственность за него может отнюдь не каждый психолог. Он должен быть уверен в собственных силах и в своей компетентности, обладать чувством собственного достоинства, уважать учеников, проявлять толерантность к неопределенности на этих занятиях, не бояться отказа ученика действовать по его заданию.
Кроме того, такое взаимодействие требует достаточно сложных профессиональных умений: переводить когнитивное содержание в эмоциональное, оказывать поддержку, принимать учеников такими, какие они есть. Другими словами, осуществлять подобную работу может лишь психолог с достаточно высоким уровнем психологической и рабочей зрело-сти.

ОБОЮДНАЯ ТВОРЧЕСКОСТЬ

Мы понимаем творческость как реализацию человеком собственной индивидуальности. Ее основными процессуальными характеристиками являются следующие:

— творческость развивается в субъект-субъектном взаимодействии;
— творческость всегда в той или иной форме адресована другому человеку.

Педагог, целенаправленно занимающийся развитием творческости учащихся, должен реализовать в своей деятельности оба аспекта. Необходимым условием этого является достижение педагогом определенного уровня личностной зрелости.
В приведенном отрывке занятия показано, как организуется субъект-субъектное взаимодействие, направленное на выявление и поддержку индивидуальности другого человека. Здесь видно, что это сложное многоуровневое рефлексивное взаимодействие, в котором внутренняя мотивация обращена на другого человека, проблемы ставятся и решаются в области межличностного взаимодействия. Оригинальность же решения достигается благодаря тому, что человеку помогают обнаружить и проявить его собственные возможности.
Педагог обеспечивает проявление творческости другого человека, то есть дает ему возможность выявить и использовать особенности собственной индивидуальности.
Наиболее эффективный путь достижения высокой личностной зрелости — это реализация собственного творческого потенциала, собственной индивидуальности.

Евгения ЯКОВЛЕВА,
доктор психологических наук

Цель занятия

Развитие рефлексивности и целостного восприятия своей жизни.

Материал

Бумага, фломастеры, ножницы, клей, старые журналы.

Ход занятия

Психолог. Сколько вам сейчас лет, ребята?
Ученики:
— Пятнадцать.
— Шестнадцать.
— Скоро будет шестнадцать.

Психолог. Как по-вашему, это много или мало?
Ученики:
— Много, через два года школу заканчиваем.
— Если сравнивать со всей жизнью, то немного.
— Конечно, много — детство уже прошло. У многих есть любимый человек.

Психолог. Очень важная часть жизни прожита. Действительно, многие чувствуют себя совсем взрослыми. И общество признает это, давая юным гражданам паспорт. У одних чувство взрослости вызывает удовлетворение, у других — тревогу. Я не знаю, какие чувства вы испытываете, вспоминая свою жизнь.
Попробуйте вспомнить прожитую жизнь и изобразить ее на листе бумаги в виде «линии жизни». Можно изобразить свою жизнь так, как я вам сейчас расскажу, а можно так, как вам захочется.
Сейчас вам 16 лет. Вот этот чистый лист бумаги представляет собой те 16 лет, которые вы прожили. Может быть, кто-нибудь вспоминает себя только с подготовительной группы детского сада, с 6—7 лет. У каждого эти воспоминания разные.
В начале листа нужно поставить ту точку, с которой вы начнете строить линию своей сознательной жизни. Возможно, что кому-то захочется оставить место для того периода, который вы хотя и не помните, но все же прожили. Его можно отметить особым образом — розовым или голубым цветом, фотографией младенца или как-нибудь еще.
Затем оставшееся пространство листа можно заполнить так, как вы считаете нужным. Может быть, это будет покупка любимой игрушки или велосипеда, поездка в гости или на отдых, а может быть, вы отметите поступление в школу, переход в среднюю школу, в старшие классы.
Возможно, вы захотите провести эту линию, опираясь на те основные события, которые были в вашей жизни, например — рождение младшего брата, появление нового друга, встреча с первой любовью, изменение во внешности, дружба с отличной компанией.
А может быть, кто-нибудь будет выстраивать свою линию жизни по тем событиям, которые он оценивает как везение или невезение и т.п.
Для обозначения этих событий можно использовать разные цвета, картинки, символы, а может быть, кто-то придумает что-то еще, более необыкновенное.
Единственное условие, которое надо выполнить, — сначала составить план: как вы будете это делать, что будете отмечать. Напишите также, какой цели вы хотели бы достичь к окончанию школы. На составление плана отводится пять минут. Начинайте.

Ученик. А план обязательно записывать?
Психолог. Как хочешь. Если ты можешь примерно рассказать, что ты будешь делать, то можешь это не записывать.
Другой ученик. Нет, а я все-таки запишу.
Психолог. Конечно, запиши: ты выполнишь условие нашего задания.
Третий ученик. А я не буду писать, я сейчас буду клеить.
Психолог. Прекрасно, делай. (Безусловно принимаются все реакции учащихся.)
Проходит пять минут.
Психолог. А теперь начинайте осуществлять ваши планы на листах.
Ученик. Ой, а план обязательно соблюдать?
Психолог (с одобрением). Делай, как хочется.
Ребята приступают к работе. Психолог подходит к тем, кто его зовет, или к тем, кто, по его мнению, испытывает затруднения. Он подходит к мальчику, который говорит: «А у меня ничего хорошего в жизни не было».
Психолог. Это ужасно. (Пауза.) Это ужасно, когда в жизни нет ничего хорошего. Наверное, все вокруг кажется черным. Я права или нет? (Безусловное принятие. Трансформация когнитивного содержания в эмоциональное.)
Ученик. Нет, это серо как-то.
Психолог. И где бы ты поставил эту серость? Вот посмотри. Здесь ты родился. Я знаю твою маму и знаю, что мама была рада твоему рождению (с теплотой в голосе). Может быть, отметишь свое появление на свет каким-то образом: поставишь точку, нарисуешь маму, бэби, соску... Или начнешь с какого-то другого события? Будем отмечать рождение?
Ученик. Да. (Ставит обычную точку, потом превращает ее в круглую мордашку.)
Психолог. А теперь посмотри, где бы тебе хотелось серый цвет нарисовать.
Ученик. Не знаю. Везде.
Психолог. Проблема... Ты не знаешь, какие события, какие люди вызывают у тебя ассоциации с серым цветом? Когда ты говоришь, что у тебя ничего хорошего не было в жизни, какое настроение ты испытываешь?
Ученик. Не знаю.
Психолог. Может быть, когда ты говоришь, что ничего хорошего не было в жизни, то внутри у тебя появляется веселое настроение?
Ученик. Нет.
Психолог. Я правильно тебя поняла, что возникает чувство, похожее на серый цвет?
Ученик. Да.
Психолог. Серый цвет похож на скуку? (Ученик кивает головой.) На грусть, одиночество? (Ученик быстро поднимает глаза.) Очень неприятное чувство — одиночество. (Ученик несколько раз кивает головой.)
Психолог. Попробуем нарисовать серый цвет. Куда ты его поставишь? Здесь год, здесь три, здесь семь лет.
Ученик. И везде моя сестра.
Психолог. И везде твоя сестра. Серый цвет, цвет одиночества, нарисуем там, где тебе три года, пять лет или где ты в школу пошел?
Ученик. Когда я в школу пошел.
Психолог. Что сестра делала, чтобы портить тебе жизнь?
Ученик. Все время меня учила и издевалась.
Психолог. Обидно, когда издеваются и постоянно учат. (Принятие и поддержка. Ученик что-то штрихует серым цветом.)
Психолог. А у тебя друзья есть?
Ученик. Да.
Психолог. А где у тебя друзья?
Ученик. В школе.
Психолог. В каком классе у тебя появились друзья?
Ученик. В пятом.
Психолог. А кто твой друг? Какое чувство — приятное или неприятное — у тебя возникает, когда ты говоришь о друге? Каким цветом ты бы его нарисовал? (Трансформация когнитивного содержания в эмоциональное.)
Ученик выбирает цвет и отмечает им что-то на своем рисунке.
Психолог. А кто еще тебя поддерживает в жизни? О ком ты думаешь с удовольствием?
Ученик. Ну, еще наш психолог. (Улыбается и смотрит на нее.)
Психолог. А когда ты начал думать о ней с удовольствием?
Ученик. Ну, в шестом классе.
Психолог. Прекрасно.
Ученик. И сейчас думаю. (В девятом классе.)
Психолог. Где мы нарисуем девятый класс? Смотри, здорово. Уже получилось. Вот здесь тебя хотели и любили родители. Здесь сестра портила жизнь, и ты, наверное, думал, что она вредная. А вот здесь появился друг. Вот тут даже психолог тебя поддерживает. Здорово. Раскрась линии, которые могут соединить эти точки. Может быть, ты поднимешь какие-то точки выше или опустишь ниже, а может быть, вспомнишь что-нибудь между ними — приятное или неприятное. Делай.