Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №40/2001

ГИЛЬДИЯ

В СТОРОНЕ ОТ УЧЕБНЫХ ПРОБЛЕМ

По традиции в начале учебного года проходят окружные совещания практических психологов образования. Не составил исключения и год нынешний. Обычно на таких совещаниях обсуждается, что было сделано в прошедшем учебном году, какие проблемы остались нерешенными, и исходя из этого составляются планы на будущее.
Расскажу о таком последнем совещании, на котором мне довелось присутствовать. К слову сказать, оно проходило не в пустом зале, что, на мой взгляд, свидетельствует не только о хорошей организации мероприятия, но и о заинтересованности со стороны тех, для кого оно организовывалось, то есть самих психологов.

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ

На совещании было много знакомых лиц — это психологи со стажем, которые всегда готовы поделиться своим опытом. Присутствовали также, и это особенно приятно, молодые специалисты, надеющиеся получить полезную информацию, что называется, из первых рук. Среди участников совещания оказались и психологи из медико-социальных центров, которым приходится иметь дело с проблемными детьми. Однако очевидно, что центров в округе значительно меньше, чем школ.
Среди заявленных тем (предстоящих конференций и семинаров) были следующие:

— профилактика химической зависимости и других вредных привычек;
— психокоррекционная работа с проблемными детьми (на материале классов КРО);
— работа со страхами у дошкольников и младших школьников;
— особенности работы с детьми-иностранцами, диагностика и адаптация;
— использование знаний об акцентуации характера в коррекционной работе с детьми;
— виды нарушений психического развития;
— неуспешность в обучении (дисграфия, дислексия);
— групповая профориентационная работа со старшеклассниками;
— проблема перехода детей из начальной школы в среднюю и адаптация пятиклассников к новым условиям обучения;
— одаренные дети: теоретические основы диагностики.

Осмелюсь предположить, что эти темы отражают основные направления работы психологической службы образования.

ОБЫЧНЫЕ ДЕЛА

О существовании страхов у детей знают все: и медики, и психологи, и психотерапевты, и, наконец, сами дети и их родители. О фобиях написано много книг и статей, но нет готовых рецептов, ибо каждый случай уникален.
Очевидно, что в наше время, когда в Москву и другие российские города приезжают армяне, молдаване, украинцы и люди других национальностей, актуальной становится их адаптация, хотя бы просто языковая. Нам даже трудно представить себе, с какими проблемами сталкиваются их дети, попадая в русскоязычную школу.
Список актуальных проблем можно продолжить: семейное неблагополучие, разводы, а иногда и смерть одного из родителей, детские правонарушения и т.д.
Однако мне хочется подчеркнуть другое: даже беглого знакомства с перечисленными проблемами достаточно, чтобы заметить, что преимущественное внимание в психологическом сопровождении образовательного процесса отводится работе с детьми, имеющими те или иные, как это теперь принято называть, особенности развития.
Не будем сейчас говорить об одном из важнейших направлений работы психолога в школе, которое оказалось не представленным на совещании, — психологическом просвещении учителей. Не следует забывать, что в школе два главных действующих лица — учитель и ученик, и от личностных особенностей учителя, его опыта и знаний в конечном счете зависит качество образования. Именно поэтому повышение психологической грамотности учителя является актуальной проблемой.
Школьные психологи преимущественно работают в массовых школах, где обучаются нормально развивающиеся дети. Оглянемся по сторонам: обычные дети идут в школу, получают те или иные отметки. У всех у них разные проблемы: кто-то не умеет писать сочинения, кто-то решать задачи по физике, кто-то оказывается аутсайдером, кто-то ябедой.
Бывает и такое, что ребенок демонстрирует очень высокие результаты по математике или химии, а никто из взрослых не знает, что же с ним делать дальше. Все эти обычные школьные проблемы имеют ярко выраженную психологическую окраску.

ЧЕМ ЖЕ ЗАНЯТЬСЯ ПСИХОЛОГУ В ШКОЛЕ?

Школа — учреждение образовательное, и логично предположить, что основное внимание должно быть уделено вопросам обучения детей. Меня, как психолога, всегда интересовало, как психология может повлиять на процесс учения и обучения.
Школьная психологическая служба существует более 10 лет, и уже можно говорить об основных ее составляющих.
Напомню, что возникновение школьной психологической службы было вызвано потребностями практики. Как отметила
И.В. Дубровина, непосредственное использование учителями психологических рекомендаций оказалось неэффективным. Именно поэтому в школу пришел психолог, «одной из основных задач которого и является внедрение новейших достижений детской и педагогической психологии в повседневную практику школы». Естественно, что школьный психолог в своей работе опирается на положения детской и педагогической психологии.
Что такое педагогическая психология? Существует много разных определений, но все исследователи сходятся в одном: она исследует процесс психического развития в условиях целенаправленного обучения и воспитания. Например, по мнению И.А. Зимней, «педагогическая психология изучает психологические вопросы управления процессом обучения, формирование познавательных процессов... в общем контексте задачи формирования личности учащегося».
Основные идеи педагогической психологии были высказаны нашими классиками. Л.С. Выготский почти 70 лет назад писал, что «задачей педологического (то есть психологического) анализа педагогического процесса является... анализ тех процессов внутреннего развития, которые пробуждаются и вызываются к жизни школьным обучением и от которых зависит эффективность или неэффективность процессов школьного обучения». Разве это положение Л.С. Выготского уже устарело?

СПИНОЙ К ПРОЦЕССУ

В последнее время активно обсуждается реформа образования, в частности переход на 12-летнее школьное обучение. В связи с этим возникает вопрос: а действительно ли наши дети перегружены? Психологи образования — как теоретики, так и практики — могли бы высказать свою точку зрения. Школьный психолог, ежедневно общающийся с детьми и педагогами, хорошо знает все сильные и слабые стороны современного образования. Он может оказать существенную помощь в решении сложных задач, возникающих в учебном процессе.
По какой программе обучать детей? Как проверить качество усвоенных знаний? Почему так много неуспевающих учеников? Как отличить ленивого от неумеющего работать, а невнимательного от безграмотного? Эти и многие другие вопросы ставит школа. Они придуманы не учеными в лабораториях, а сформулированы практикой.
В поисках ответа учитель зачастую вынужден самостоятельно выпутываться из сложившейся ситуации. Как правило, он не в состоянии дать грамотный ответ. Случается, что учитель остается со своими проблемами один на один, а образование оказывается без психологии.
Очень хочется быть правильно понятой. У меня нет ни желания, ни тем более права оспаривать важность того, о чем говорили практические психологи. В данном случае мое выступление сводится к защите тех проблем, которые не получили должного внимания.
Психолог в образовании не может повернуться спиной к образовательному процессу. Выявленные практическими психологами проблемы школьной дезадаптации, неуспеваемости, если не обусловлены органическими нарушениями, то обязательно связаны с ошибками, а порой и очень грубыми, допущенными в ходе обучения. Их легче предотвратить, чем затем исправлять. Если же психолог окажется выключенным из учебного процесса, то велика вероятность того, что ошибки будет уже поздно исправлять.

Марина СТЕПАНОВА,
кандидат психологических наук

ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л.С. О педологическом анализе педагогического процесса. В кн.: Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2000.
Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.