Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

 

 

Под ред. И.В. Дубровиной
Екатеринбург: Деловая книга, 2000

 

Целью психологической службы в школе, по мнению авторов книги, должно стать обеспечение психологического здоровья детей и подростков. При этом содержательно разводятся два понятия: психическое здоровье и психологическое здоровье.
Под психическим здоровьем понимается состояние отдельных психических процессов, а психологическое здоровье характеризует личность в целом и находится «в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа». Поэтому целесообразно выделять собственно психологический аспект проблемы психического здоровья, в отличие, например, от медицинского аспекта.
Редактор попытался собрать под одной обложкой полученные к настоящему времени теоретические и практические материалы по данному вопросу. В частности, здесь получили освещение проблемы школьной тревожности и школьных неврозов, пути оказания помощи ребенку, потерявшему родителей, способы преодоления конфликтов между родителями и детьми.
Авторы убедительно говорят о необходимости бережного отношения к переживаниям ребенка, показывают, что атмосфера психологического комфорта выступает средством профилактики психосоматических заболеваний.
Книга написана коллективом авторов, что отразилось на ее структуре и стиле изложения. Она представляет собой скорее сборник статей по вопросам психического здоровья, чем целостное и системное описание проблемы. В связи с этим при чтении книги возникают определенные трудности.
Во-первых, отсутствует четкая логика представления психологических данных: в работе как бы перечисляются проблемы, имеющие отношение к психическому здоровью.
Во-вторых, обращает на себя внимание разный стиль изложения материала. Некоторые разделы похожи на научные статьи (И.В. Дубровина), другие написаны в научно-популярном ключе (А.М. Прихожан, Е.Е. Данилова, Н.И. Гуткина и др.). Д.В. Лубовский описывает метод диагностики личностных проблем младшего школьника в форме проективного интервью. Содержательно выделяются материалы, представленные Н.Н. Толстых, которые имеют не только психологический, но и философский, мировоззренческий аспект: автор подчеркивает необходимость формирования у детей способности самостоятельно определять цели жизни.
В-третьих, в аннотации к книге указывается, что она адресована практическим психологам, в то время как некоторые ее части рассчитаны прежде всего на родителей.
В-четвертых, в конце книги отсутствует список литературы, хотя авторы ссылаются на большое число работ.
Кроме того, интересно отметить следующее: несмотря на название, большая часть книги посвящена психическому нездоровью — тревожности, страхам, конфликтам и т.д.
При всем при этом данное издание, безусловно, будет полезно психологам в практической и теоретической работе, ибо посвящено очень важной, но пока недостаточно разработанной проблеме психического здоровья детей.

Марина СТЕПАНОВА