Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №42/2001

РЕПОРТАЖ

СЕРЬЕЗНО О ПРОБЛЕМАХ ДЕТСТВА

23 октября в Москве прошло расширенное заседание научной сессии Российской академии образования «Проблемы современного детства»

Направляясь на это мероприятие, я мечтала о том, что услышу много нового и интересного о современных детях и их проблемах, поскольку никто, кроме академиков РАО, не может знать про это лучше и больше. И надо сказать, многое из услышанного и увиденного мною действительно было интересно, а кое-что просто необычно.
Меня приятно удивило, что в зале заседаний РАО собралось много народу. Тут были и убеленные сединами академики, и совсем юные студенты-психологи. В зале также присутствовали представители организаций, работающих с детьми, не только из Москвы, но и многих других регионов России.

ЦЕЛОСТНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

По традиции работа научной сессии состояла из двух частей: пленарного заседания и нескольких тематических собраний.
Тема пленарного заседания была сформулирована следующим образом: «Актуальные проблемы современного детства». И надо отметить, что эти проблемы рассматривались всесторонне. На высокую трибуну поднимались педагоги, психологи, физиологи, социологи и руководители образовательных учреждений.
С основным докладом «Феномен детства и его место в развитии современного общества» выступил академик РАО, доктор психологических наук, вице-президент РАО Д.И. Фельдштейн. Он выделил два подхода к детям. Это дифференцированный (как правило, возрастной) и общий подход. По мнению же Давида Иосифовича, оптимальным является создание организаций, которые объединяли бы детей независимо от их возраста, пола и других характеристик.
Увлечение дифференцированным подходом к детям привело к тому, что у психологов исчезло целостное представление о ребенке. Им занимаются различные организации (ясли, детские сады, школы, досуговые организации), которые практически не связаны между собой. Соответственно, у них нет сквозного «содержания взросления» каждого ребенка. Кстати, период детства (который по многим международным периодизациям продолжается до 21 года) захватывает и время пребывания в армии. Получается, что многие дети становятся участниками военных действий, что совершенно не учитывается нашими силовыми ведомствами.
Большинство из положений этого выступления было поддержано В.В. Рубцовым (академиком РАО, доктором психологических наук, директором Психологического института РАО). Он считает, что система подготовки специалистов для работы с детьми далека от совершенства. И основные отрицательные моменты здесь связаны с отсутствием междисциплинарного подхода у всех специалистов, работающих с детьми. Учителя, психологи, социальные педагоги, логопеды рассматривают ребенка, как правило, в рамках своей достаточно узкой яферы.
Большинство специалистов в своей работе основываются на традиционных представлениях о детстве, которое за последние десятилетия серьезно изменилось. Дети все чаще вынуждены расти и развиваться в экстремальных условиях. Для того чтобы понять особенности современного ребенка, необходимо провести серьезные комплексные исследования современного детства. И уже опираясь на них, составлять междисциплинарные программы работы и готовить специалистов.

ПЕЧАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

Необходимость междисциплинарного подхода к ребенку была подчеркнута и в выступлениях представителей отраслевых институтов РАО.
Академик РАО, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО Д.А. Фарбер рассматривает познавательную деятельность ребенка в контексте развития его высшей нервной деятельности. Дебора Ароновна отметила: нельзя забывать о том, что индивидуальный разброс при формировании отдельных участков головного мозга очень велик. Недопонимание этого приводит к самым печальным последствиям. В частности, загружая ребенка дошкольного возраста научной информацией, взрослые часто не учитывают, что в этом возрасте основным является эмоциональное развитие.
Многие учителя заставляют малышей молча сидеть на уроках, четко выполнять задания. Но большинство детей, учитывая их уровень развития произвольного внимания, не готово к этому. Хотя и принято считать, что эта важная познавательная функция должна быть сформирована к началу обучения в школе, исследования показывают, что это не всегда так. У современных детей произвольное внимание иногда формируется только к 8–9 годам!
Выступившая со следующим докладом физиолог М.М. Безруких (член-корреспондент РАО, доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО) была еще более категорична. К сожалению, реальное психофизическое состояние детей школьного возраста таково, что до 69% из них имеют различные отклонения в развитии. А это, по мнению Марьяны Михайловны, приводит к развитию целого комплекса социальных проблем. Ребенок, переживший школьные годы с комплексом школьных проблем, вырастает задерганным невротиком, не обремененным знаниями. А таких, по данным физиологов, в современной российской школе более чем достаточно.
Те, кто работает с детьми, должны уделять немало внимания состоянию их психического и физического здоровья, а не назначать неуспевающим детям дополнительные занятия.
К сожалению, часто психологи и педагоги не умеют правильно диагностировать состояние ребенка. При этом они пытаются ставить детям сугубо медицинские диагнозы (ЗПР, дислексия, дисграфия). Хотя даже медики не имеют права ставить ребенку диагноз, если он находится в неадекватной системе обучения.

К концу пленарного заседания в зале остались самые заинтересованные

В ПОИСКАХ ДУХОВНОСТИ

Выступление «управленца» Е.А. Ямбурга (члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, директора Центра образования № 109 г. Москвы) наглядно продемонстрировало, что в «адекватной» системе образования реабилитация самых проблемных детей возможна! Главное — чтобы образовательная среда была действительно подходящей для ученика.
Евгений Александрович считает, что в современных условиях существуют три основных парадигмы образования: когнитивно-информационная («хочешь не хочешь, а знать будешь»), личностная и компетентностная. Именно последняя, направленная на формирование «прагматической доблести современного человека», на 99% заложена в предстоящую реформу образования.
Но большинство родителей хотят, чтобы их ребенок много знал, все умел и при этом был всесторонне развит личностно. А этого, к сожалению, невозможно достичь одновременно в условиях школьного образования. И в этой борьбе побеждает прагматизм!
А значит, духовность и развитие личности отходят на второй план. К сожалению, это не может не сказаться на развитии общества и государства, поскольку не может быть нормальной экономики при разрушении духовных ценностей.
Трагической иллюстрацией этого, по мнению Е.А. Ямбурга, является сентябрьская катастрофа в Америке. Западная культура во многом отрицает духовные ценности, в противовес этому возникает такое явление, как фундаментализм, который имеет «свою правду». И никакими «точечными» и другими ударами это противостояние не разрушить. Необходимы тонкие, сложные изменения на уровне ментальности целых народов.
Поэтому психологам, педагогам, философам и культурологам надо задуматься о том, что первично, а что вторично. И к каким последствиям может привести нарушение баланса в воспитании и обучении.

НА ПЕССИМИСТИЧЕСКОЙ НОТЕ

Об особенностях молодого поколения говорил В.С. Собкин (академик РАО, доктор психологических наук, директор Центра социологии образования). Сейчас дети во многом идут впереди взрослых. Если взять такую важнейшую составную часть процесса современного образования, как компьютер, то можно, например, констатировать, что компьютеры в основном недоступны современному школьному учителю. А там, где доступны, учителя все равно во многом «идут за детьми».

В.С. Собкин уверен, что взрослым надо учитыват
мнение детей по самым различным вопросам

Более того, широкое увлечение подростков компьютерными играми поставило под сомнение многие традиционные представления о возрастных особенностях детей. Готово ли наше образование гибко отреагировать на такую ситуацию и включить игры в образовательный процесс?
Если обобщить все перемены, происходящие с современными детьми, то по данным исследований, проведенных центром социологии, можно утверждать, что коренным образом изменилась ориентация всей подростковой культуры. В частности — произошла колоссальная переориентация на западное искусство. Подростковая культура стала «мозаичной»: не существует, как раньше, всеобщих, «ядерных» ценностей.
Традиционные способы трансляции информации и культурных ценностей резко сдали свои позиции. Это привело к пренебрежительному отношению к знаниям, получаемым в школе. Причем такое можно наблюдать только в России. Если взять результаты опроса школьников Амстердама, то 60% из них считают школьную программу основным источником получения знаний. А у нас в стране даже среди учителей так считают только 30%!
Существующие проблемы усиливает социальная дифференциация, происходящая в обществе. Это проявляется не только в том, что дети из некоторых социальных групп не имеют доступа к компьютерам и Интернету. Сама система образования далека от демократизма, достаточно проанализировать состав детей в престижных школах и гимназиях.
Такая ситуация не может не иметь отрицательных последствий не только в детской, но и во взрослой среде, она обязательно отразится на развитии общества в целом. Поэтому проблемы детей и детства должны решать не только педагоги, психологи, социологи и философы, но в первую очередь — политики.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Российская академия образования
Тел.: (095) 245-16-41