Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №43/2001

ГИЛЬДИЯ

НАУКА О ДУШЕ

Душа — то, чем люди пишут стихи
и чем их понимают.

Марина Цветаева

Профессиональное общение, наряду с чтением специальной литературы, выступает одним из основных источников профессионального саморазвития. Живое непосредственное общение позволяет не только узнать что-то новое, но и просто по-другому посмотреть, на казалось бы, очевидные вещи.
Причем одинаково интересным и полезным будет диалог как с давно практикующим специалистом или известным ученым, так и со вчерашним студентом. Если в первом случае ранее неизвестное становится известным, то во втором приходится отвечать на простые, казалось бы, вопросы, которые подчас превращаются в неразрешимые проблемы.
Не менее продуктивным для профессионального развития может оказаться и общение со специалистами смежных областей знания. Это нередко приводит к возникновению новых дисциплин. Сегодня привычными являются словосочетания «математическая физика», «биохимия», «биофизика» и т.п.
В этом отношении положение психологии особое — она связана с большим числом наук. Зародившись в лоне философии, психология развивалась в тесной связи с естественными дисциплинами. Выделившись затем в самостоятельную науку, она не только не потеряла старых связей, но и приобрела новые. Современная психология не может обойтись без математики, филологии, логики.
Дело не только в том, что сегодня, по образному выражению А.Г. Асмолова, наблюдается «агрессия психологии в конструктивном смысле слова во все сферы реальности». Имеет место обратный процесс, когда сама психология нуждается в данных других наук.
В этой связи, естественно, необходимо знать, а какой видят нашу науку медики, биологи, филологи...

«А ЧТО ЖЕ ВЫ ТОГДА МОЖЕТЕ?»

Случай свел меня со специалистом по возрастной физиологии. Короткого разговора хватило, чтобы понять, что я имею дело с человеком, хорошо знающим свое дело, и в случае необходимости смогу получить грамотную консультацию.
В идеале весь образовательный процесс должен строиться с учетом высшей нервной деятельности (ВНД) человека. Однако реальность далека от идеала, что сказывается на физическом и психическом здоровье детей.
Сейчас много говорят о перегруженности детей в школе. При этом, правда, нередко «забывают» об их занятиях после школы — музыкой, английским, компьютером.

Спонсор публикации статьи центр профориентации Эльмиры Давыдовой "ПрофГид". Центр предлагает пройти профориентацию для взрослых, школьников, в том числе детей от 6 до 12 лет, а также тест на профориентацию и получить консультацию. Как понять, что Вы занимаетесь не своим делом, всесторонний анализ Вашей личности, интеллекта и склонностей, рекомендации по развитию и план достижения цели, помощь в составлении грамотного резюме и мотивационного письма и многое другое. Узнать подробную информацию о центре и предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.profguide.ru.

Неуклонно увеличивается число больных и ослабленных детей — факт также общеизвестный.
Наш разговор со специалистом по возрастной физиологии невольно переключился на обсуждение функциональных обязанностей школьного психолога. Мой собеседник поинтересовался, а могу ли я измерить мотивацию ученика. Я честно ответила, что не могу (далее станет ясно, что имеется в виду), чем сильно его удивила.
Потом мы коснулись проблемы исследования личности детей. Какими методами проводится обследование? Я призналась, что не считаю себя достаточно сведущей в этом вопросе. Мои попытки объяснить, что мне хорошо знакомы основные психодиагностические методы, но личностные опросники видятся недостаточно надежными, а проективные тесты (Розенцвейга, ТАТ, Люшера, рисуночные и т.д.) трудны в интерпретации, не удовлетворили собеседника. В его глазах застыл вопрос: «А что же вы тогда можете?»
Практический психолог может исследовать познавательные и личностные процессы, но при этом далеко не все поддается измерению, и тем более ему следует быть осторожным в выводах и советах. Психолог не давал клятвы Гиппократа, но заповедь Авиценны «Не навреди!», мне думается, может быть принята теми психологами, которые имеют дело не с лабораторными крысами, а с живыми людьми. Тут на память пришли слова Ф.И. Тютчева: «Аршином общим не измерить...»

ОСОЗНАНИЕ МОТИВАЦИИ

Вопросы мотивации учебной деятельности являются едва ли не самыми сложными для педагогической психологии.
Л.И. Божович и ее сотрудникам удалось показать, что за учебной деятельностью стоит система мотивов, среди которых доминирующими могут быть либо внутренние (познавательные), либо широкие социальные мотивы. Развитие мотивации не сводится к динамике положительного или отрицательного отношения к школе, а предполагает изменение структуры мотивационной сферы. Сложность проблемы мотивации обусловливает и количество подходов к ее диагностике.
Среди психологов нет единого мнения о методах исследования мотивации. Одни считают, что ответы ученика на вопросы позволяют сделать обоснованный вывод, а другие придерживаются точки зрения, что только его реальное поведение красноречиво свидетельствует о том, ради чего он учится. Кто прав?
Надеюсь, что профессиональные психологи, а именно таковыми являются читатели газеты, понимают, что в данном случае речь идет об осторожном отношении к полученным данным. Не случайно известный исследователь А.К. Маркова отмечает, что подросток лишь подходит к задаче осознания своей мотивации. Если он не осознает, то можно ли делать выводы, опираясь на его ответы?

ВИНОВАТ ЛИ МЕТОД?

Школьные психологи не могут не обращаться к личностным опросникам. В этой связи поделюсь своим опытом их использования. По моему мнению, они помогают получить лишь предварительное представление об учащемся. Хорошо известно, что личность — динамическое образование и может по-разному проявляться в разных ситуациях. Кроме того, большое значение имеет и позиция самого школьного психолога. Не случайно Л.Ф. Бурлачук и С.М. Морозов, выделяя три основных диагностических подхода: объективный, субъективный и проективный, личностные опросники относят к субъективным методам.
Проблема создания объективных методов в психологии возникла не сегодня. Достаточно вспомнить, как появился американский бихевиоризм. Проведенные в начале ХХ века экспериментальные исследования поведения животных (Торндайк) и человека (Уотсон), по сути дела, явились реакцией на неудовлетворенность интроспективной психологией, которая использовала метод самонаблюдения. Спустя 100 лет вопрос, можно ли считать психологию объективной наукой, остается открытым.
Зачастую психологи делают недостаточно обоснованные выводы по результатам в лучшем случае нескольких тестов, а в худшем — и вообще одного. Ругать нужно не тесты сами по себе (речь идет о надежных, прошедших апробацию методиках), а тех, в чьи руки они попадают.

ПРАВО БЫТЬ

Вернемся к вопросам мотивации. Что делать практическому психологу? Можно ли использовать опросники? Можно, но признавая их ограниченность. Ученики средней школы не всегда могут дать ответы на поставленные вопросы в силу недостаточного развития рефлексии, а старшеклассники находятся под влиянием фактора социальной желательности. Именно это мне и хотелось объяснить своему собеседнику.
Сейчас среди психологов активно обсуждается вопрос о необходимости подготовки человека к проведению тестового обследования. Причем речь идет о профессиональном тестировании при приеме на работу. Если мы признаем необходимость подготовки к этой процедуре взрослого человека, то что же говорить о ребенке?
Безотносительно к обсуждаемой теме мотивации в нашей беседе возник вопрос об измерении артериального давления (АД). По мнению моего собеседника, изобретателю аппарата для измерения АД следовало бы дать Нобелевскую премию за создание объективного метода исследования. Получаемые с помощью аппарата числа никак не зависят от особенностей врача и являются надежным показателем здоровья человека.
В психологии такой аппарат изобрести нельзя! Почему бывают срывы у спортсменов и отличников на экзаменах? Почему один и тот же человек демонстрирует разные результаты в разных испытаниях? Почему иногда небольшая неприятность вызывает серьезные переживания? Потому что психика человека устроена сложнее, чем его сердце. Закономерности ее функционирования не всегда укладываются в логические рамки. Каждый человек уникален. Недаром Я. Корчак отстаивал «право ребенка быть таким, какой он есть». Именно поэтому в психологии нет понятия нормы, вместо него оперируют термином «среднестатистическая норма».

ТОНКАЯ ШТУЧКА

Психологу, и особенно практикующему психологу, следует быть осторожным не только в диагностике, но и в дальнейшей коррекционной работе.
Что касается образования, то нельзя упускать из виду, что любой ученик — это, прежде всего, ребенок. Наивно верить в успех психокоррекционной работы без установления доверительных отношений с его родителями. Проблема коррекции — отдельная тема для обсуждения, ибо она носит индивидуальный характер, а где школьному психологу взять на это время? Если же работа проводится с целым классом, то вряд ли она может называться коррекционной, скорее это — обычное развивающее занятие по формированию тех или иных действий или понятий. Иными словами, нерешенных проблем в психологии образования хватает.
Мой разговор с физиологом наглядно показал, что до сих пор не изжит естественно-научный подход к психологии. Оборотной стороной этого является недостаточное понимание специфики психологии как науки, имеющей дело с человеческой душой. И виновны в этом прежде всего сами психологи. Получившие широкое распространение тесты, анкеты, опросники нередко преподносятся как дающие объективную и надежную информацию о человеческой душе. Даже медики иногда затрудняются в постановке диагноза, а они опираются на данные объективных исследований. Что же говорить о психологах, работающих с образами, понятиями, чувствами?

ТОЛЬКО В ДИНАМИКЕ

На самом деле, в психологической науке разработаны объективные подходы к изучению психики. Для примера обратимся к отечественной психологии ХХ века. О необходимости формирующего метода исследования психической жизни человека, как объективного способа проникновения в психическую сферу, сказал еще Л.С. Выготский. Его идея получила развитие в трудах и экспериментальных исследованиях А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.
Констатирующий эксперимент, являющийся по своей сути срезовым, позволяет судить в лучшем случае о наличном уровне развития, но ничего не говорит о содержании психического процесса. Только формирование заданного свойства или действия позволяет проникнуть в его сущностные механизмы.
Диалог с физиологом обозначил лишь некоторые проблемы современной практической психологии, которые остаются непонятными за пределами профессионального сообщества, а может быть, даже и внутри него. Сегодня академическая психология часто бывает замкнута сама на себя, многие ее достижения остаются неизвестными широкому кругу практиков.
Практическая психология, ориентированная на решение конкретных задач, нуждается в питании со стороны теоретической психологии. Впрочем верно и обратное: теоретическая психология не может развиваться без обратной связи с практической.
Чтобы не повторить судьбы педологии, психологи-ученые должны критически отнестись к накопленному арсеналу методик и определить, какие из них могут быть использованы в образовании.
Спасибо моему случайному собеседнику, разговор с которым помог лишний раз увидеть спорные стороны практической работы, задуматься о методах обследования детей. Пытаясь разобраться в этих проблемах, я еще больше утвердилась в верности усвоенного в студенческие годы: выбор метода науки определяется ее предметом. Практический психолог понимает, что он имеет дело с явлениями душевной жизни человека. Для меня это означает, что в исследованиях нужно быть аккуратной, в выводах — осторожной и всегда избегать безапелляционных суждений.

Марина СТЕПАНОВА,
кандидат психологических наук,
педагог-психолог гимназии № 1541,
г. Москва

В оформлении использована картина итальянского
художника Карло Карра «Метафизическая муза». 1917