Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2001

ГИЛЬДИЯ

ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ

 

Весной 2001 года в г. Пскове прошла Вторая городская практическая конференция педагогов-психологов, организованная Центром психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков (ПМПР). Как и в прошлом году, конференция носила практический характер, ее участники имели возможность послушать выступления, высказать свою точку зрения, поспорить.
В работе конференции участвовали 52 педагога-психолога. Были представители практически всех образовательных учреждений города (детских садов, школ, лицеев, гимназии). Для участия в конференции были также приглашены: преподаватели Псковского государственного педагогического института (ПГПИ), Псковского вольного института (ПВИ)) и представители Управления образования г. Пскова.
Для педагогов-психологов, ежедневно в своей работе сталкивающихся с почти гамлетовскими вопросами: «Можно или нельзя?», «Имею право или нет?», было интересно послушать людей, в чью задачу входит обучение студентов-психологов и подготовка будущих специалистов к работе с людьми. Наверно, поэтому их выступления «Этика и деонтология в обучении» (М.Т. Кочеткова, кандидат биологических наук, доцент ПГПИ), «Формирование этических принципов у студентов в процессе обучения в вузе» (А.Г. Филиппова, кандидат медицинских наук, доцент ПГПИ), «Размышления об этике в работе психолога» (С.И. Калинин, старший преподаватель, заведующий психологической лабораторией ПВИ) вызвали живой интерес и даже желание поспорить.
Практические психологи сделали попытку проанализировать профессионально значимые качества психолога (Е.Б. Рвачева, руководитель психологиче- ской службы школы № 12) и существующие этические кодексы (Р.Р. Калинина, кандидат психологических наук, руководитель психологической службы Центра ПМПР).

После перерыва работа продолжалась в форме круглого стола.
Для разработки этического кодекса практического психолога в системе образования все участники конференции разделились на пять групп. Каждая группа получила задание: в течение 40 минут разработать свой вариант. Нужно было охватить следующие темы: взаимодействие психолога с ребенком, взаимодействие с родителями, взаимодействие с педагогами, сохранение личностного благополучия психолога (профилактика синдрома «профессионального сгорания»), а также отметить факторы, препятствующие профессиональной эффективности педагога-психолога.
Отведенное для обсуждения время пролетело незаметно — слишком жаркие споры возникали то за тем, то за другим столом. И в конце концов каждая группа представила для анализа свой свод правил.
Безусловно, не все формулировки были четко выверены, были и повторяющиеся. Но главное не это. Важно, что даже во время представления своих правил участники конференции продолжали размышлять, спорить, стараясь предусмотреть все тонкости и нюансы, возникающие в профессиональной деятельности.
Когда же все споры и сомнения были разрешены, изменения и уточнения внесены, экспертный совет (представители каждой рабочей группы) уединился для обобщения собранного материала.
А конференция продолжила свою работу. Педагоги-психологи рассказали об опыте работы, делая акцент на реализации основных принципов и правил этического кодекса. Эта часть конференции так и была обозначена: «Реализация этических принципов в практической деятельности педагога-психолога».
Были представлены следующие темы.

Организация психологической поддержки леворуких детей (А.П. Марковская, педагог-психолог ДОУ № 37) — реализуются правила «Психолог уважает в ребенке личность, принимает его таким, какой он есть», «Психолог поддерживает в ребенке веру в собственные силы, помогает в принятии своих индивидуальных особенностей и использовании их для достижений своих целей».

Родительский клуб как форма профилактико-коррекционной работы с семьей в ДОУ (Л.Н. Кондратьева, педагог-психолог ДОУ № 53) — реализуется правило «Психолог строит свою работу с родителями на основе их заинтересованности в оптимальном развитии внутреннего мира ребенка, прилагает усилия для достижения этой заинтересованности».

Системный подход в организации подготовки детей к обучению в школе (Л.Э. Панкратова, педагог-психолог ДОУ № 25) — реализуется правило «Психолог строит работу системно, используя системный подход как методологическую основу своей работы».

По итогам работы конференции были приняты следующие решения:

1. Выработанные правила принять за основу этического кодекса.
2. Экспертной группе доработать этический кодекс практического психолога в системе образования и представить его для обсуждения.
3. Определить этический кодекс как составную часть муниципального Положения о службе практической психологии в образовании.
4. Этический кодекс считать обязательным к исполнению с момента его принятия.

В заключение организаторы конференции попросили ее участников высказать свои впечатления о проделанной работе (через анкетный опрос). Анализ анкет показал следующее.
Участники высоко оценили организацию конференции, отметив непринужденную обстановку, доброжелательную атмосферу, гостеприимство организаторов.
Практически все отметили, что конференция была сколь полезна, столь и интересна. Понравились психологам живое общение, диалог с коллегами, обсуждение наболевших вопросов за круглым столом. Неоднократно была отмечена актуальность поднятой проблемы и возможность оценить собственную профессиональную деятельность с этической точки зрения.
Участники конференции высказали предложения приглашать и в дальнейшем интересных людей (психологов-практиков), сохранить статус практической конференции, а также выразили благодарность организаторам «за проделанный нелегкий, но очень полезный труд», пожелали им дальнейших успехов.
Вдохновленная поддержкой, экспертная группа доработала этический кодекс практического психолога в системе образования и представила его на суд педагогов-психологов. Кодекс был принят. Однако практические психологи г. Пскова считают данный документ очень важным, а проблему — животрепещущей. Поэтому нам хотелось бы знать мнение других психологов о профессиональном этическом кодексе (на соседней странице приводится его текст).
Мы будем благодарны, если вы обсудите его со своими коллегами и выскажете свое мнение. Можно написать или в редакцию газеты «Школьный психолог», или к нам в Центр ПМПР по адресу: 180007, г. Псков, Рижский проспект, д. 14.

Румия КАЛИНИНА,
кандидат психологических наук,
организатор конференции,
руководитель психологической
службы Центра ПМПР,
г. Псков