Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №44/2001

РЕПОРТАЖ

С ЧЕЛОВЕКОМ, А НЕ С ПРОБЛЕМОЙ

Не секрет, что наш еженедельник испытывает самые теплые чувства к специалистам, оказывающим экстренную психологическую помощь людям. В феврале этого года мы даже выпустили тематический номер «Телефон доверия» (см. «Школьный психолог», № 8, 2001).
Поэтому я с радостью приняла приглашение поучаствовать в очередной ежегодной конференции Российской ассоциации телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП). Проходила она с 1 по 5 ноября в старинном русском городе Владимире.
Как и в прошлом году, желающих принять участие в этом мероприятии было много, даже больше, чем предполагали организаторы. На конференцию приехали 126 человек из 63 городов России: Мирного, Петропавловска-Камчатского, Томска, Читы, Туапсе, Вологды, Волгограда, Костромы, Ноябрьска, Когалыма, Сургута, Санкт-Петербурга, Орска, Владимира, Ижевска, Казани, Москвы, Новороссийска, Саратова и других.

Консультанты службы «Молодежный телефон доверия» г. Владимира
показали себя сплоченной, творческой командой

РАТЭПП является добровольной общественной организацией, и это накладывает отпечаток не только на ее деятельность, но и на то, как проходила конференция. Какие-либо формальные и общие моменты здесь были полностью исключены. Шла продуктивная работа, и участники вносили конкретные предложения.

На секции Елены Емельяновой обсуждалась модель
работы регионального отделения РАТЭПП

Меня приятно удивили изменения, которые произошли в РАТЭПП. Год назад работа аналогичной конференции началась с обозначения проблем, с которыми сталкиваются консультанты. Сейчас же этот этап остался позади. Если на прошлогодней конференции обсуждалась миссия РАТЭПП, основные направления ее деятельности, структура, то сейчас уже было ясно, что конкретно надо делать и какие решения принимать.
Этому и был посвящен первый день работы конференции. Собравшимся было предложено выбрать наиболее интересную для себя рабочую группу, где в режиме деловой игры создавались важные для жизни РАТЭПП документы и материалы.

Семинар «Проблемы деятельности региональных отделений РАТЭПП» проводила Елена Емельянова из Саратова. Здесь был разработан проект Положения о региональном отделении РАТЭПП, супервизоре и тренере. Эта работа была необходимой, поскольку именно на региональные отделения (которых пока немного) возлагаются большие надежды. В каждом регионе будет создано подразделение для решения основных организационных, нормативно-правовых, методических и кадровых проблем служб «Телефона доверия».

Статья опубликована при поддержке официального сайта детского питания "Abbott" в России. Всё про беременность, календарь беременности, секреты материнства, развитие малыша. Выбор смеси - сухая адаптированная молочная смесь, Similac Premium, ПедиаШур 1.0, специальные смеси, питание для недоношенных. Подробную информацию смотрите на сайте, который располагается по адресу: http://abbottmama.ru/.

Другая, не менее важная для всех служб проблема — это учет и обработка статистики обращений. Она решалась под руководством Елены Барчины (г. Щелково). Участники этой рабочей группы за шесть часов интенсивной работы сумели составить новый кодификатор, отражающий основные данные о звонках и абонентах.

Президент РАТЭПП Ольга Федотова на своем семинаре «Перспективы информационно-методического обеспечения служб «Телефон доверия» и деятельность центра по подготовке специалистов» организовала рассмотрение этих вопросов на разных уровнях: конкретной службы, региона, России и международном. Как это обычно бывает при интенсивном обсуждении, предложения участников рабочих групп касались практически всех аспектов деятельности организации на самых различных уровнях.

Заключительным аккордом в работе по совершенствованию деятельности стал круглый стол «Проблема подготовки консультантов РАТЭПП», который проводили костромские «телефонисты» Александр Пронин и Наталья Голышева. Они подвигли собравшихся на серьезные размышления на тему «Кого же мы готовим на самом деле?» Это дало возможность не только выслушать различные (иногда противоречивые) точки зрения, но и прийти к общему пониманию задач обучения консультантов.

Кстати, непосредственно обучению была отведена значительная часть конференции: проходили тренинги и обучающие семинары Е. Лебедевой (Вологда), С. Хачатуряна (Владимир), Е. Колосовой (Ступино), Н. Шилиной (Саратовская область), Ю. Ионова (Когалым), Е. Антоновой (Ижевск), А. Пронина и Н. Голышевой (Кострома), Ю. Беляковой (Владимир), Л. Райляну (Кишинев), О. Титовой (Санкт-Петербург). Здесь, как всегда, стояла проблема выбора. Хотелось одновременно быть везде!
Ну и, конечно, самая приятная и важная часть конференции — непосредственное общение друг с другом, а для этого можно пожертвовать и сном!

Юлия БеляковаГлавными героями конференции стали консультанты службы «Молодежный телефон доверия» г. Владимира. Они проявили себя как прекрасные организаторы, знающие специалисты, творческие личности. Практически все они обладают несомненным артистическим даром: прекрасно поют, сочиняют стихи и прозу.
Руководитель службы Юлия Белякова считает, что главное в работе с консультантами — не только профессиональный рост, но и личностное общение: «У нас ведется большая методическая работа, консультанты постоянно проходят супервизию, балинтовские группы, раз в месяц обязательные учебные группы. Кроме того, каждый консультант заявляет тему самообразования. А главное, мы проводим большую работу по эмоциональному общению в коллективе. Наших консультантов отличает стремление к такому общению. Это сводит к минимуму эмоциональное сгорание».
Оказывается, стать консультантом на владимирском телефоне доверия не так-то просто. Юля рассказала о том, как проходят отбор будущие консультанты: «В январе мы открываем у себя вторую линию, на которую был серьезный отбор. К нам пришло немало претендентов. На первом этапе после индивидуального собеседования осталось 60 человек. Потом проходила работа в группах: проверялись эмпатия, стрессоустойчивость, отзывчивость, доброта претендентов.
После этого прошел трехступенчатый тренинг. Некоторые отсеялись сами. В результате у нас осталось 20 человек, которые прошли несколько этапов супервизии. Но и это не все. Был еще и экзамен, после которого супервизоры отказали пяти претендентам».
Такой строгий отбор консультантов, считает Юля, повышает не только качество работы, но и престиж всей службы.

Президент РАТЭПП Ольга Федотова рассказала о том, какие изменения произойдут в деятельности ассоциации после конференции.

Уже во время конференции стало ясно, что ассоциация сделала многое из того, что было намечено год назад. Первое, к чему мы подошли, — это повышение качества подготовки телефонных консультантов, тренеров, супервизоров, руководителей служб. РАТЭПП должна отвечать за качество работы консультантов тех служб, которые входят в ассоциацию. Поэтому мы сейчас разрабатываем критерии, по которым будут оцениваться различные программы подготовки, и ставим своей целью определить стандарты качества работы службы.
Подготовка специалистов будет вестись на региональном уровне. Сейчас у нас уже есть люди, готовые проводить обучающие семинары в каждом из регионов. В программе подготовки будет общая стратегия, общая идеология, общие блоки. При этом каждый ведущий сможет показать собственные авторские приемы, которые он использует в практической работе.
Программа подготовки включает и этап отбора. На конференции было высказано мнение, что чем более тщательный и жесткий отбор проходят консультанты, тем меньше времени уходит на их подготовку. В первую очередь мы будем учитывать личностные качества претендентов.
Вообще для РАТЭПП определяющим является тезис о том, что мы работаем с человеком, а не с проблемой. С этим согласились все. Звонящий на телефон доверия — прежде всего человек. Это — не клиент, не пациент, не проблемный человек, это — просто человек.
Подготовка консультантов должна быть многоуровневой. И для начинающих, и для, имеющих опыт работы необходимо введение регулярной супервизорской практики. Необходима процедура, которая позволяла бы оценить работу той или иной службы.
Кто же может являться членом РАТЭПП? Если служба не соответствует нашим требованиям, то она не может стать членом ассоциации. Мы будем контактировать с этой службой, оказывать ей всевозможную поддержку, но тем не менее сертификата РАТЭПП она не получит. Точнее, услуги и помощь будут оказываться ей уже за деньги.
Мы пришли к общему мнению о том, что нужен единый кодификатор обращений за консультацией, и он принят в первом чтении. Кроме того, на конференции разработано Положение о региональном отделении РАТЭПП.
Принято решение о новом информационно-методическом обеспечении служб.
Мы планируем издание информационного вестника РАТЭПП. В этом издании будет размещаться информация о проводимых обучающих семинарах, школах РАТЭПП.
Произойдет обновление информации о нашей деятельности в Интернете — будет создан новый сайт, за организацию которого взялись казанские коллеги. В этом году была реализована мечта о проведении летней школы РАТЭПП. Она проходила в Туапсе, и мы хотим, чтобы такая школа стала традиционной. На ней предполагается функционирование нескольких секций: для начинающих, для опытных консультантов, для супервизоров, для тренеров, для руководителей.

Честно говоря, я позавидовала ребятам, которые сами, без оглядки на вышестоящие инстанции и «доброго дядю», так оперативно и четко решают свои проблемы. Может быть, характер их работы по оказанию помощи в экстремальных условиях формирует такие качества, как оперативность, четкость и ответственное отношение к делу. Мне даже стало жаль, что психологи, работающие в системе образования, не имеют такой мобильной организации, которая позволила бы им эффективно решать свои задачи.

Ольга РЕШЕТНИКОВА
Российская ассоциация
телефонов экстренной
психологической помощи
Тел.: (095) 526-45-52