Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №46/2001

КНИЖНЫЙ ШКАФ

ВОЗРАСТНАЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯВОЗРАСТНАЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Е.Ф. Рыбалко
СПб.: Питер, 2001

 

Серию «Учебник нового века», вне сомнения, следует считать одним из самых удачных начинаний издательства «Питер». На фоне весьма немногочисленных и явно устаревших учебников советской поры, а также расплодившихся без счета в рыночной стихии полулюбительских поделок, выдаваемых за учебники, книги новой серии выигрышно выделяются своим оформлением, стилистикой, а главное — содержанием. Это в самом деле учебники нового поколения для нового поколения профессиональных психологов.
Однако новинку этой серии — учебник Е.Ф. Рыбалко — с сожалением приходится признать печальным исключением. Очень уж не похожа эта книга на учебник нового века, а относится скорее к веку минувшему. Да и в отличие от прочих книг серии, которые, несомненно, будут с интересом восприняты повсюду — от Калининграда до Курил, «Возрастная и дифференциальная психология» — явление сугубо местное, питерское и востребовано будет в основном студентами Петербургского университета, которым волей-неволей приходится существовать в условиях навязываемого им (хотя и нигде, кроме Северной столицы не принятого) ананьевского культа.
Ананьев — первая фамилия, с которой читатель сталкивается, едва открыв «Введение» (уже на первой странице она упомянута трижды), и далее, по всему тексту, редкая страница обходится без соответствующей ссылки. А вот с именами Холла, Болдуина, Фрейда, Эриксона и многих других, без которых современный учебник по возрастной психологии, кажется, немыслимо представить, читатель так и не встретится. Этому не приходится удивляться — учебник написан в 80-е годы прошлого (!) века (впервые увидел свет в издательстве Ленинградского университета в 1990 г.), когда без реверансов классикам марксизма-ленинизма вообще ни один учебник не выходил
(в новом издании почти все они зачем-то сохранены), а все созданное по ту сторону железного занавеса не удостаивалось доброго слова либо просто игнорировалось.
Обширные списки литературы, которыми снабжена каждая глава, состоят исключительно из русскоязычных источников 1940–80-х годов выпуска (преимущественно — 50–60-х).
Таким образом, перед нами срез отечественной науки вчерашнего дня, выполненный к тому же с позиций локальной региональной научной школы.
Тем из молодых психологов, кому, к счастью, невдомек, что же это означает, поясним на конкретном примере. Небольшой раздел учебника посвящен проблеме готовности к школьному обучению, что должно бы, в принципе, очень заинтересовать любого школьного психолога. Эта проблема подробно освещена во многих источниках последних лет, о которых автор учебника, разумеется, еще и знать не мог. Зато ему был хорошо известен вздорный официальный заказ обосновать правомочность усаживания шестилеток за школьную парту. Сегодня, когда хорошо известны результаты этого очередного волюнтаристского перегиба, ничего кроме горькой иронии не вызывают строки, посвященные услужливому исполнению этого заказа. Если верить учебнику, детсадовцы-шестилетки к школе вполне готовы. А куда деваться, коли партия приказала? Только где она теперь, эта партия? А учебник — вот он, еще пахнет свежей типографской краской...
Впрочем, свою положительную роль учебник, несомненно, сыграет. В сравнении с ним становится совершенно очевидно, насколько хороши и по-настоящему современны практически все остальные учебники этой серии. Может быть, в этом и состоял хитрый пиаровский ход предприимчивых питерских издателей? Если так, то он удался.

Сергей СТЕПАНОВ