Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №48/2001

ДАЙДЖЕСТ

Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей. Вопросы психологии, № 4, 2001, с. 91—105.

Главная цель психологической службы образования — обеспечение условий психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Наибольшие трудности в работе практических психологов вызывают пограничные с нормой состояния здоровья детей.
При определении состояния здоровья ребенка специалисты должны опираться на систему представлений о соотношении нормального и аномального, причем считать нормой то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях.
Психическое здоровье ребенка обеспечивается отношением к нему значимых взрослых (не обязательно родителей). У детей, живущих в дисгармоничных отношениях со значимыми взрослыми, часто отмечаются мягкие, обратимые расстройства психической деятельности — психогении.
Анализ возникновения психогений в детском и подростковом возрасте позволил выделить особые состояния совместности ребенка и значимого взрослого (психологические дисфункции детско-взрослой общности), которые могут препятствовать нормальному онтогенезу, наносить ущерб психологическому здоровью ребенка. Стойкие психологические дисфункции вызывают появление антропогений — форм латентных доклинических аномалий внутреннего мира ребенка, вызванных влиянием значимого взрослого.
Можно выделить следующие дисфункции детско-взрослой общности:

1) со-бытийную депривацию и позиционный сепаратизм — обособление взрослого вызывает беспризорность ребенка;
2) со-бытийную оккупацию и позиционную экспансию — сильная фиксация взрослого на ребенке способствует развитию инфантильности, социальной зависимости ребенка;
3) со-бытийную лабильность и ролевой релятивизм — непоследовательность, противоречивость взрослого приводит к социальной нереализованности ребенка;
4) внутреннюю или внешнюю оппозицию — неприятие ребенка или культивирование негативных и асоциальных ценностей вызывает соответственно психическую травму, психогении ребенка или усвоение ребенком нездоровых человеческих отношений.

Дисфункции детско-взрослой общности блокируют своевременную реализацию индивидуальных способностей и возрастных возможностей ребенка, обусловливают деформацию его отношений с окружающими. В крайних случаях они проявляются в невротическом реагировании и дезадаптивном поведении детей. Антропогении могут стать причиной соматических заболеваний.
Теоретическая модель дисфункций детско-взрослой общности позволяет ориентироваться в структуре ситуаций, несущих угрозу детскому здоровью, и понимать природу переживаний ребенка.

Подготовила Ольга БАРАНОВА