Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2002

ТЕТ-А-ТЕТ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПСИХОТЕРАПИЯ, ИЛИ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

Продолжение цикла статей о психологическом консультировании (см. «В новом контексте», № 4, 2000, «Консультирование как мотивирующая деятельность», № 14, 2001, «Энергия изменения», № 29, 2001, «Консультирование как процесс познания», № 32, 2001)

В предыдущих статьях психологическое консультирование рассматривается как система различных деятельностей. Консультирование — это профессиональная деятельность, направленная на оказание помощи человеку в решении проблем, возникающих в различных сферах его жизнедеятельности.
При этом в тексте одной из статей оговаривается, что слова «терапевтический», «терапия», «терапевт» и другие термины из психотерапевтического жаргона автор употребляет, исходя из широкого понимания психологического консультирования (counseling), характерного для гуманистической психологии. Это понимание подразумевает весьма размытые границы между психологическим консультированием и психотерапией, что позволяет говорить о синонимичности этих понятий (см., например, Р. Нельсон-Джоунс, 2000).
Тем не менее, принимая во внимание, что в современной литературе понятия «психотерапия» и «психологическое консультирование» все-таки разводятся, единого мнения по поводу смысла, целей и содержания этих видов деятельности в настоящее время не существует, мы решили проанализировать современное состояние подходов к определению этих понятий. К ним еще следует добавить широко распространенный в России термин «психологическая коррекция (психокоррекция)», содержание которого имеет тенденцию к расширению и, следовательно, к нарастанию смысловой неопределенности. С него мы и начнем.

СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

«Психологическая коррекция — это направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида» (Психотерапевтическая энциклопедия, 2-е изд., с. 592). Этот термин появился в СССР в 70-х годах, когда психологи в нашей стране стали активно работать в области психотерапии. Но психотерапия является лечебной практикой, которой по закону может заниматься только врач, имеющий высшее медицинское образование. Чтобы преодолеть эти ограничения, психологи и придумали (или вспомнили) этот замечательный термин.
В настоящее же время столь жесткого ограничения на занятия психотерапией не существует: дипломированный психолог может пройти специальную подготовку по психотерапии на базе медицинского образовательного учреждения и вполне официально получить квалификацию психотерапевта.
Но понятие осталось и в настоящее время существует в трояком содержательном наполнении.
В первом случае психологическая коррекция является синонимом психотерапии со всеми вытекающими отсюда следствиями.
В медицинской психотерапии психологическая коррекция понимается как деятельность, решающая задачи психопрофилактики.
В последние годы наибольшее распространение, особенно в системе образования, получила третья трактовка понятия психологической коррекции как системы психологического воздействия на ребенка для предупреждения или преодоления отклонений в его развитии и поведении. Детские психологи имеют дело именно с такой психокоррекцией.
По аналогии с психотерапией различают коррекцию индивидуальную и групповую.
В первом случае происходит непосредственное воздействие на конкретного ребенка со стороны психолога, использующего для этого различные методы работы.
Во втором — воздействие осуществляется на группу детей, как правило близких по возрасту и имеющих схожие проблемы. Здесь воздействие на конкретного индивида осуществляется путем организации специального процесса взаимодействия участников группы, в результате которого и достигаются цели коррекции.
Можно сказать, что в настоящее время под маской психологической коррекции скрывается детская психотерапия. И это представляется закономерным, поскольку именно в образовании в последнее время наиболее активно развивается система психологической помощи семье и детям.
Медицина свои лидирующие позиции в этой области постепенно теряет. С одной стороны, это хорошо, поскольку детские психиатры слишком уж активно и не всегда обоснованно используют сугубо дефектологический подход и применяют фармакологическое лечение там, где было бы достаточно нескольких психотерапевтических бесед (исхожу из личного опыта работы в детской психиатрической клинике). С другой стороны, в некоторых случаях психологу необходима поддержка и помощь врача — и для работы со сложными, пограничными ситуациями, и для «мягкой» медикаментозной поддержки детей с органическими нарушениями и отставанием в развитии. Процесс сближения в настоящее время идет, но все же мы только в начале пути.

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПСИХОТЕРАПИИ

«Психотерапия в настоящее время не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов, а представляет собой всего лишь их сочетание и частично взаимодействие и отличается различными психологическими, медицинскими, антропологическими, социоэкономическими, экологическими и философскими установками и чрезвычайно широким спектром применения. В общих чертах Бастин (Bastine R.) определяет психотерапию как особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера» (Психотерапевтическая энциклопедия, с. 655).
Впервые понятие «психотерапия» появилось в конце XIX века: оно было введено Д. Тьюком. В настоящее время в мире существует, по некоторым данным, около 800 подходов, каждый из которых по-своему определяет цели и содержание психотерапевтической деятельности.
В конце 80-х годов XX века американская организация Milton Erickson Foundation («Фонд Милтона Эриксона», знаменитого «кудесника» психотерапии) реализовала проект под названием «What is Psychotherapy?» («Что такое психотерапия?»). Психотерапевты различных школ и направлений (всего был опрошен 81 человек) давали определение «своей» психотерапии. В результате получилась книга, поражающая многообразием трактовок. Приведем некоторые из них.

T. Szatz, представитель «антипсихиатрии» (направление, отрицающее сам факт существования психических болезней): «Психотерапия — это метафора, так же как и психическое заболевание. Психотерапия — это прикладная этика, заключенная в идиому лечения».

J. Marmor, психоаналитическая психотерапия: «Психотерапия — это процесс, в котором человек, желающий что-либо изменить в себе, заключает контракт с агентом помощи. Этот контракт подразумевает вербальное или невербальное взаимодействие между клиентом и агентом помощи».

Х. Моссак, индивидуальная психология и психотерапия (последователь А. Адлера): «Психотерапия — это религиозный процесс превращения, направленный на то, чтобы люди изменились в надежде на «спасение», которое за этим превращением последует».

Как видите, все эти определения существенно отличаются друг от друга. Хотя за каждым из них можно разглядеть подход автора.
Несмотря на разнообразие формулировок, можно сказать, что психотерапия как вид психологической практики — это деятельность по избавлению от различных психологических и соматических проблем с помощью психологических методов.
В общем виде можно выделить две общие модели в области психотерапии.
Первая из них придерживается медицинской модели взаимодействия психотерапевта и клиента (пациента). Психотерапия в этом случае направлена на избавление клиента от болезненных или мешающих симптомов с помощью специальных процедур. Психотерапевт выступает здесь в качестве авторитетного эксперта, полностью контролирующего процесс психотерапии и несущего всю полноту ответственности за результат. Сюда можно отнести когнитивные и поведенческие модели психотерапии, например рационально-эмотивную терапию А. Эллиса, нейро-лингвистическое программирование, патогенетическую психотерапию и др.
Другая модель предполагает увеличение ответственности пациента за процесс и результат психотерапии; цель терапии — не столько избавление от симптомов, сколько личностное изменение и развитие пациента под влиянием психотерапевтического опыта. Психотерапевт выступает здесь в качестве равноправного собеседника, живой независимой личности, помогающей другой личности отыскать в себе и своем ближайшем окружении ресурсы для изменения и развития. Ответственность за процесс и результат психотерапии в большей степени здесь переходит к пациенту.
Такая модель реализует себя в рамках клиент-центрированной терапии К. Роджерса, гештальт-подхода Ф. Перлза, экзистенциальной психотерапии и др. Проблема взаимной ответственности психотерапевта и клиента очень важна, но ее обсуждение выходит за рамки этой статьи. Мы обязательно вернемся к ней в наших дальнейших публикациях.
Сейчас же хочется отметить, что вторая, «немедицинская» модель психотерапевтических отношений получила в последние несколько десятилетий широкое распространение среди практикующих психотерапевтов благодаря развитию гуманистической психологии.
Итак, начав свое развитие в рамках медицины, психотерапевтическая деятельность в развитых странах уже давно вышла за ее рамки, стала самостоятельным социокультурным феноменом. В нашей стране процесс «демедикализации» психотерапии начался в конце 80-х годов и продолжается по сей день. Сейчас можно с уверенностью сказать, что отечественное психотерапевтическое сообщество стало более открытым и демократичным, хотя и не отличается однородностью.
Психотерапия вышла из больниц и перестала быть закрытым клубом для избранных. Но на восприятие этого термина общественным сознанием серьезно повлияли «массовые» психотерапевты типа Кашпировского, поэтому некоторая настороженность по отношению к людям этой профессии присутствует. Особенно это заметно в глубинке.
К психологам отношение более спокойное, хотя многие люди не могут провести четкую границу между этими профессиональными ярлыками. Это и неудивительно: если сами специалисты еще не определились, то как это могут сделать дилетанты?

Александр ШАДУРА

P.S. Уважаемые коллеги! Мне хотелось бы пригласить вас к разговору о принципах, методах и содержании психологической помощи, и в частности психологического консультирования. Присылайте ваши соображения, рассказы о конкретных, случаях. Я постараюсь на страницах газеты осветить интересующие вас темы, связанные с вопросами консультирования и психотерапии.

ЛИТЕРАТУРА


1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М.: Институт психотерапии, 2000.
2. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии. Киев–М., 1999.
3. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Издание 2-е, дополненное и переработанное. СПб.: Питер, 2000.
4. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.