Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2002

ДАЙДЖЕСТ

Горбачева Е.И. Избирательность памяти и предметная ориентация мышления. Вопросы психологии, № 5, 2001, с. 35—48

Основу активности процессов памяти составляет целевая детерминанта, причем в зависимости от внутреннего (субъективного) смыслового контекста в фокусе запоминания могут оказаться различные особенности одного и того же стимульного материала.
Этот фактор обеспечивает избирательность мнемической деятельности. Ограничению широкой направленности процессов памяти и концентрации их в конкретной области содержания способствует предметно-ориентированный опыт решения мыслительных задач субъекта. Таким образом, предметная ориентация и специфика мышления характеризует качественные своеобразия памяти: развитие словесно-логического мышления обусловливает лучшее запоминание абстрактно-логического материала, а развитие художественно-образного мышления — запоминание конкретных деталей.
В исследовании школьников 7, 9 и 11-х классов была применена методика изучения мнемической активности. Испытуемые должны были прочитать тексты с поливалентным содержанием и выполнить два типа заданий: 1) восстановление пропущенных фрагментов; 2) воспроизведение прочитанного текста. Тексты отличались пространственной и логической близостью релевантной и иррелевантной информации; информационной емкостью.
В ситуации давления избыточной информации испытуемые воспроизводили качественно только наиболее значимые для них данные. Школьники из профильных классов показывали избирательную мнемическую активность в соответствии с профилем обучения или личными интересами. Такая зависимость ярче проявляется в 11-х классах, когда у учащихся уже сложились релевантные предметному содержанию формы мысли.
Предметная избирательность процессов памяти складывается в ходе учебно-познавательной практики (освоения соответствующих способов мыслительной обработки предметного материала). Однако запоминание зависит не только от применения этих форм мыслительной деятельности, но и от субъективной значимости материала.
Неуспешное овладение тем или иным предметом в старших классах может быть обусловлено избирательностью памяти ученика.

Подготовила Ольга БАРАНОВА