Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2002

ДАЙДЖЕСТ

Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Субъект деятельности в онтогенезе. Вопросы психологии, № 4, 2001, с. 14—30

Учебная деятельность младших школьников начинается не с усвоения сложных знаний, а с оценки ребенком соответствующей ситуации как учебной. Показателем адекватности такой оценки на первых порах может служить инициативное включение ребенком взрослого в процесс собственного учения, в учебное сотрудничество. В многочисленных вопросах к учителю впервые проявляется учебная самостоятельность ученика. Трудности возникают тогда, когда ребенок не видит необходимости в помощи взрослого или не может выразить собственное затруднение.
Результаты использования классической методики подсказок М. Вертгеймера, К. Дункера и др. показали, что даже почти очевидной подсказкой могут воспользоваться только те ученики, которые уже умеют решать простейшие основные задачи. Слабому ученику, не овладевшему первоначальными умениями, помощь, может, объективно и нужна, но грамотно обратиться за ней и с умом принять ее он не способен.

Подготовила Ольга БАРАНОВА