Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2002

ИГРОТЕКА

ДВА УПРАЖНЕНИЯ

ЛОВУШКИ-КАПКАНЧИКИ

Цель игры — осознание учащимися возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям.
Игровое упражнение проводится в круге, количество участников — от 6 до 15 человек. Время проведения — 20—30 минут.

Ход игры

Ведущий совместно с участниками выбирает вариант профессиональной карьеры (поступление в то или иное учебное заведение, окончание данного заведения, оформление на работу, конкретные профессиональные достижения, получение наград, премий и т.п.).
Далее выбирается доброволец, который будет стремиться сделать выбранную карьеру (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя). При этом для вымышленного героя необходимо определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным для играющих), образование, семейное положение и др. Таких характеристик не должно быть слишком много!

Инструкция

Сейчас каждый участник, уже зная, к каким целям стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен придумать некоторые трудности, которые последний должен преодолеть на пути к профессиональным достижениям. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешние (какие-либо обстоятельства, желания других людей и т.п.), так и внутренние, заключенные в самом человеке. Хочу заметить, что именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают...
Желательно, чтобы каждый придумал две-три трудности-ловушки. Определяя трудности, вы обязательно должны подумать и о том, как их можно преодолеть.
Главному игроку также дается время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и подготовился ответить, как он собирается их преодолевать.
После этого каждый по очереди назовет по одной трудности-ловушке. Главный игрок сразу же (без размышления) должен будет сказать, как можно эту трудность преодолеть. Участник, назвавший данную трудность, также должен будет сказать, как можно с ней справиться.

Ведущий с помощью группы определит (голосованием или еще каким-нибудь способом), чей вариант преодоления данной трудности является наиболее оптимальным. Победителю (главному игроку или тому, кто задает трудность) будет поставлен знак «плюс». Если к концу игры у главного игрока «плюсов» окажется больше, чем «минусов», значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки-капканчики) на пути к своей цели.
Далее участники, включая главного героя, записывают на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели.
Каждый по очереди называет свою трудность. Если оказывается, что какая-то трудность является явно надуманной (например, разговор с самим Господом Богом накануне ответственного экзамена), то группа должна решить, обсуждать подобное.
Главный герой говорит, как он собирается справиться с названной трудностью.
После этого о своем варианте преодоления трудности говорит игрок, назвавший ее.
Ведущий с помощью участников определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реальным.
Наконец, подводится общий итог (сумел главный герой преодолеть названные трудности или нет).
При обсуждении игры можно также посмотреть, сумел ли на подготовительном этапе главный игрок выделить те трудности (на своем листочке), которые в игре предлагали ему остальные участники.
В ходе данного упражнения нередко возникают интересные дискуссии, у участников появляется желание поделиться своим жизненным опытом и т.д. Конечно, ведущий должен поощрять такой обмен опытом, но одновременно следить и за тем, чтобы игра проходила динамично и не увязала в несущественных деталях.

ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ПРОФЕССИОНАЛА

Цель игрового упражнения — повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.
Упражнение проводится в круге. Количество играющих — от 6 до 20 человек. Время проведения — от 15 до 25 минут.

Ход игры

Ведущий вместе с участниками определяют, о какой профессии им хочется узнать как можно больше. Например, группа решает обсудить профессию «фотомодель».

Инструкция

Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника — фотомодели. Этот рассказ должен состоять только из существительных. Например, рассказ о трудовом дне учителя может быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок — дом — постель.
В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо вы представляете себе трудовую жизнь фотомодели, а также выясним, способны ли вы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно произнесенным «ради хохмы» словом) испортить весь рассказ.
Важное условие: прежде чем называть новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы легче было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.

Далее ведущий произносит первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все то, что говорили до них. Если игроков немного (6–8 человек), то можно пройти два круга, тогда каждому придется назвать по два существительных.
При подведении итогов игры можно задать учащимся следующие вопросы.

  • Получился целостный рассказ или нет?

  • Не испортил ли кто-нибудь общий рассказ своим неудачным существительным?

Если рассказ получился сумбурным, то можно попросить кого-нибудь из игроков пересказать его своими словами.
Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.
Опыт показывает, что игра обычно проходит оживленно. Участники нередко находятся в творческом напряжении и быстро устают, поэтому больше двух раз подряд проводить данное игровое упражнение не следует.
Как вариант этой игры можно провести упражнение на тему «Сон из жизни профессионала». В этом случае участники обычно проявляют немало фантазии и творчества, поскольку речь идет о необычной, почти мистической ситуации, связанной с загадочным миром снов.
Подобные упражнения оказываются интересными и полезными не только в работе с подростками, но и со взрослыми людьми. Например, в программу подготовки профконсультантов можно включить сначала упражнение «Один рабочий день из жизни профконсультанта», а затем — «Сон из жизни профконсультанта».

Елена ПРЯЖНИКОВА,
кандидат педагогических наук
Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук