Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

РАЗВИВАЮЩАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАЗВИВАЮЩАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ

О.А. Матвеева М.: Педагогическое общество России, 2001

Очень хочется, чтобы эта небольшая по объему книжечка в мягкой обложке дошла до всех, кто считает себя приверженцем идеи психолого-педагогического сопровождения.
Книга О.А. Матвеевой содержит подробное изложение программы целостного психолого-педагогического сопровождения учащихся 5—6-х классов, прежде всего — на этапе их адаптации в среднем звене. Программа изложена очень подробно и понятно. Здесь есть все необходимые теоретические и методические материалы.
В начале книги автор очень коротко, но «по делу» излагает свой подход к пониманию школьных трудностей ребенка. В качестве оптимального пути решения этих трудностей предлагается программа психолого-педагогического сопровождения.
Далее в книге описана общая модель работы, направленная на реализацию данной программы. Примечательно, что модель, наряду с интереснейшей психологической коррекционно-развивающей работой, предполагает сотрудничество психолога с классным руководителем, педагогами-предметниками, администрацией школы и родителями. Все эти направления подробно отражены в книге: с указанием содержания, методик и сроков проведения. Все направления тесно связаны между собой и прежде всего — с той работой, которую организует и проводит с детьми психолог.
Особое внимание привлекают те разделы книги, в которых описывается содержание психологической программы работы с учащимися 5—6-х классов. Это тренинг, построенный преимущественно на игровых приемах работы. К сожалению, в тексте нет указания на длительность каждого занятия. Но всего их девять, и, судя по описанию, каждое из них достаточно продолжительное.
Занятия проводятся со всем классом (что, конечно, замечательно, но довольно трудно представить, как можно провести такое занятие с 25—28 «живыми» пятиклассниками).
Каждое занятие представляет собой очень яркое, живое действо, насыщенное нестандартными методическими приемами. С методической точки зрения тренинговая программа вызывает уважение. К тому же она красива. Есть ли такое понятие — «профессиональная эстетика»? Если нет, то его стоит ввести специально для этой программы.
Но и вопросы программа тоже вызывает.
Первый, по сути, уже задан: возможно ли ее проведение в целом классе? Если нет, она теряет смысл, если да, то она рассчитана на виртуозов.
Второй вопрос касается сочетания чрезвычайно сложных и многообразных задач, поставленных перед тренинговой программой, и всего (всего!) девяти занятий, в которые «упаковано» их решение. Возможно ли это?
И еще один вопрос. Он касается масштабных «последействий» реализации данной программы. Они со вкусом описаны в книге. Дети очень изменились и в отношениях друг с другом, и в общении со взрослыми. У учащихся изменилась самооценка, повысилась учебная мотивация. Просто чудо какое-то! Я не сомневаюсь в достоверности приведенных данных. Но ведь получается, что психологи взяли на себя функции учителей-предметников, классных руководителей и даже родителей, и за несколько месяцев справились с работой, которую те не смогли осуществить за несколько лет! Напрашиваются управленческие выводы...
В целом, это очень интересная работа, с которой обязательно нужно познакомиться школьным психологам-практикам.

Марина БИТЯНОВА