Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2002

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ

Хорошо одетый человек — тот,
на чей костюм вы не обращаете внимания.

Сомерсет Моэм

Несколько лет назад, заглянув в школу, где учились мои дети, я столкнулся в коридоре с дамой средних лет, одетой явно не по годам. Эта весьма интересная особа, вероятно, в молодости была очень привлекательна и стройна, да и на пятом десятке сохранила немалое обаяние, вот только ее фигуру уже никак нельзя было назвать девичьей. В сочетании с этой фигурой узкая юбка значительно выше колен и высокие сапоги-ботфорты производили яркое, но далеко не положительное впечатление. Невольно подумалось: «Неужели эта мамочка не способна предугадать, что учителя ее ребенка могут воспринять такой наряд неоднозначно? Все-таки, отправляясь в школу, одеться следовало бы поскромнее...»
Каково же было мое недоумение, когда чуть позже я узнал, что это была не чья-то эксцентричная мамаша, а одна из учительниц. Впоследствии мне не раз доводилось слышать самые разные мнения о ней, и из этой палитры суждений сложилось впечатление о личности вызывающе неординарной, спонтанной, творчески раскованной (в самом широком смысле этого слова).
Насколько эти качества желательны для педагога — вопрос спорный. По крайней мере, отношение к ней учеников было и остается противоречивым — одни ее боготворят, иные, напротив, относятся чуть ли не иронически. Впрочем, судить об этом можно было с первого взгляда, по одному внешнему облику.
Еще один пример — совсем иного рода — почерпнут в тех же стенах. Другую учительницу я частенько встречаю незадолго до начала уроков, когда она трусцой бежит в школу. Бежит не потому, что опаздывает. Ежедневная пробежка — неотъемлемый элемент ее «здорового образа жизни». А ее костюм, в котором она появляется и на уроке, в жару и холод состоит из безрукавки и пузыристых тренировочных штанов (только в лютый мороз к этой экипировке добавляются грубошерстный свитер и фланелевые шаровары). Говорят, она блестящий специалист в своем предмете. Однако за ее спиной ученики и их родители порой обмениваются кривыми ухмылками. Прекрасно их понимаю, а вот ее — не очень... Все-таки учитель, наверное, должен выглядеть не так.
А как?

ВЫИГРЫШНЫЙ ИМИДЖ

В Российской империи всем государственным служащим — а к их числу относились и педагоги — предписывалось появляться на рабочем месте только в форменном мундире. Но меняются времена, меняются и нравы. Ныне школьный учитель волен одеваться как угодно, и многие, как видим, трактуют это свое право очень широко. Большинство же все-таки придерживается вполне определенного стиля, который можно определить как строгий, деловой, даже консервативный.
Какого же педагогического и психологического эффекта добивается учитель, оформляя свою внешность так или иначе? Разобравшись в этом, можно было бы сформулировать общие рекомендации по формированию наиболее выигрышного учительского имиджа. Тема эта обширнейшая, даже десяток диссертаций ее не покроют. Мы же попробуем рассмотреть эту проблему хотя бы в первом приближении. Соответственно и рекомендации могут получиться лишь самые общие, возможно — небесспорные. Да и речь пойдет лишь об учительницах. Это и понятно — учителя-мужчины по сей день составляют в наших школах меньшинство, и их почти поголовная приверженность стандартным костюмам не нуждается комментариях.
На тему создания выигрышного имиджа написаны сотни книг, удивительно похожих одна на другую. В нашей стране особой популярностью пользуется книга американца Д. Моллоя «Одежда для успеха», пересказанная на все лады в десятках газетно-журнальных публикаций. Беда в том, что эта книга написана четверть века назад и многие данные в ней советы давно устарели. К тому же мистер Моллой по специальности — дизайнер одежды. Рекомендации он дает со своих профессиональных позиций, а они несколько односторонние. А вот психологи, хоть и не столь сведущи в фасонах и стилях (которые к тому же постоянно меняются), могли бы многое добавить и уточнить насчет выигрышного оформления внешности. Прислушаемся к некоторым их советам.

СТРОГИЙ И ДЕЛОВОЙ

По наблюдениям психологов, человек в оформлении своей внешности может преследовать самые разные цели. Каждому из нас хочется производить на окружающих приятное впечатление, выглядеть симпатичным, привлекательным, может быть даже эротически-соблазнительным.
Профессиональный имидж педагога преследует иные цели. Учителю не обязательно привлекать к себе повышенное внимание и пробуждать глубокую симпатию к своей персоне, но вызывать доверие и уважение учитель должен непременно. Приятно, если вам удалось поразить воображение впечатлительных подростков. Но профессиональная задача педагога состоит не в этом, и экзотическая стрижка и пестрый шейный платок вряд ли будут способствовать ее решению.
Можно спорить до хрипоты о том, насколько открытыми и равноправными должны быть отношения учителя и учеников. Однако большинство учителей, еще не заразившихся идеями всеобщего братания, наверное, согласятся, что в отношениях с классом необходимо соблюдать определенную дистанцию. То есть хотя бы в некоторой мере эти отношения должны быть формализованными, иначе говоря — деловыми, с определенным распределением ролей. Такому стилю отношений оптимально соответствует именно деловой стиль одежды. А деловой и строгий стиль — это фактически синонимы.

ОСНОВАТЕЛЬНЫЙ ПРЯМОУГОЛЬНИК

Безудержный полет воображения, творческая раскованность и любовь к экзотике хороши, если вы ищите спонсора для вернисажа или рекламируете клубную косметику. В общении с классом надлежит демонстрировать иные качества — основательность, надежность, дисциплинированность, аккуратность. Об этих качествах свидетельствует умение соблюдать внешние ритуалы, устоявшиеся десятилетиями и почти безоговорочно принятые в педагогических кругах. Именно поэтому стиль одежды педагога весьма консервативен и не подвержен вызывающим новациям. И те, кто не желает с этим соглашаться, самим своим внешним видом невольно вызывают сомнения в профессиональном соответствии.
Главная характеристика строгого стиля — особый силуэт костюма. Исследования психологов показали, что в восприятии большинства людей респектабельный костюм, свидетельствующий о солидном статусе владельца, имеет силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами (это справедливо как для женщин, так и для мужчин). С таким стилем несовместимы, например, свитер (особенно пушистый), мягкие брюки или джинсы, пышные платья с оборками и кружевами. В обыденном сознании подобные элементы, округляющие силуэт, свидетельствуют либо о низком социальном статусе владельца, либо о его принадлежности к «свободной» профессии.
Впрочем, для неформального общения такой стиль вполне приемлем, даже желателен. А поддержанию необходимой дистанции в классе лучше способствует высокостатусный «прямоугольный» силуэт. Правда, и тут не следует перегибать палку. Бесформенный сарафан выглядят несолидно, но и подчеркнуто отутюженный китель производит впечатление, что человек слишком много внимания уделяет малосущественным деталям, да к тому же любит покрасоваться.

НА ВКУС И ЦВЕТ...

Все элементы одежды должны свидетельствовать об умеренности и уравновешенности, то есть не бросаться в глаза.
Особенно это касается цвета костюма. Всякое пятно сочного цвета выделяется в зрительном поле. Знание одной лишь этой психофизической закономерности позволяет заключить, что яркая одежда почти бессознательно выбирается для привлечения внимания. Об этом нелишне помнить, подбирая профессиональный гардероб.
Отправляясь в школу, лучше избегать ярких, раздражающих цветов, способных вызвать у учеников неожиданные эмоции. Нарядившись в красное платье, вы наверняка привлечете внимание. Но не к себе, а к платью. Так, желтый китель известного политического деятеля, порекомендованный каким-то неосмотрительным дизайнером для выступлений в предвыборной кампании, несомненно, притягивал взгляды, но едва ли создавал впечатление серьезности и надежности.
Кстати, специально проводившиеся опросы школьников подтвердили, что в костюме учителя им меньше всего импонируют яркие цвета, особенно красный и желтый. Вопреки распространенному убеждению, не вызывает симпатии и коричневый, хотя, по данным Макса Люшера, он якобы призван свидетельствовать об основательности и надежности.
Традиционными для строгого стиля считаются цвета серо-синей гаммы. Психологи же находят выбор серого не самым удачным. Это своего рода социальный камуфляж, туман, которым люди прикрывают свою подлинную натуру, не желая выставлять ее напоказ (недаром серый — излюбленный цвет сотрудников спецслужб). Планируя, какое впечатление вы произведете, следует помнить об этой особенности серого цвета. Пользуясь терминами гештальт-психологии, можно сказать, что учителю необходимо выступать фигурой на некоем фоне. Одевшись в серое, выполнить эту задачу непросто.
В рамках нашей культуры респектабельным традиционно считается черный цвет. Однако каждый, наверное, согласится, что он навевает мрачные ассоциации. Так что черный костюм в своем гардеробе иметь надо — для особо торжественных случаев и для похорон. И только для этих случаев!

АКСЕССУАРЫ СОЗДАЮТ СТИЛЬ

Немалую роль в создании выигрышного имиджа играют всевозможные аксессуары. Здесь также главным является требование умеренности. Учитель, который подобно новогодней елке обвешан всевозможными булавками, заколками и пр., производит впечатление любителя побрякушек и вообще человека не очень серьезного.
Всякие дополнения к костюму и носимые с собой предметы делового обихода должны органично вписываться в респектабельный имидж, то есть не быть избыточными и не производить впечатление ширпотреба. Но и броская дороговизна тут вряд ли приемлема. Правда, это замечание звучит не очень уместно — импортный органайзер в натуральной коже нашему учителю просто не по карману.
Таковы лишь некоторые, самые общие советы психологов по оформлению выигрышной внешности.
Впрочем, мудрый француз Поль Декурсель говорил: «Чтобы производить впечатление приличного человека, нужно быть им». В этом, наверное, и состоит самое главное условие выигрышного имиджа.

Сергей СТЕПАНОВ