Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2002

ДАЙДЖЕСТ

Матвеев А.В. Проблемы разработки курса физики по системе развивающего обучения Эльконина—Давыдова. Вопросы психологии, № 5, 2001, с. 124—128

Курс физики рассчитан на учащихся, ранее обучавшихся по системе Эльконина—Давыдова. Предполагается, что к 6-му классу у учеников уже сформированы мыслительные действия теоретического типа: анализ, планирование, рефлексия. Они умеют работать со знаковыми и словесными моделями, владеют системой контроля и оценки, умеют и хотят учиться самостоятельно, владеют основными механизмами коллективной учебной деятельности (внутригруппового и межгруппового взаимодействия, ведения дискуссии, пользования помощью взрослого, сверстника, а также справочника).
Главными инструментами овладения физикой становятся знак, символ, модель. В процессе учебной деятельности учащиеся осуществляют действия постановки или принятия учебной задачи; действия преобразования условий задач, экспериментирования и моделирования; действия контроля и оценки. (Без усвоения этих новых форм деятельности успешное обучение физике невозможно.) Занятия необходимо проводить в различных формах: урочной, лекционно-семинарской, консультативной, коллективной, индивидуальной, проектной и т.д.
Для обучения по системе Эльконина—Давыдова к учителю предъявляются жесткие профессиональные требования: знание общих принципов системы, результатов обучения в 1–6-м классах, особенностей подросткового возраста. Он должен стремиться максимально инициировать самостоятельный поиск учащихся.

Подготовила Ольга БАРАНОВА