Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

УПРАВЛЯТЬ ИЛИ ПОДАВЛЯТЬ

УПРАВЛЯТЬ ИЛИ ПОДАВЛЯТЬ

Л.М. Митина
М.: Сентябрь, 1999

Знакомство с новой книгой часто советуют начинать с оглавления и предисловия. В отношении данной работы есть смысл изменить правило и начать чтение... с заключения. Именно там содержится информация, дающая основные ценностные ориентиры и объясняющая структуру изложения материала. Внимательное знакомство читателя с текстом заключения даст ему возможность лучше понять основное содержание книги.
В книге представлена авторская модель педагогического труда, демонстрирующая два основных пути профессионализации учителя и две стратегии педагогической деятельности. Путь саморазвития, самосовершенствования, иначе говоря — путь творческой самоактуализации, задающий как основную стратегию жизнедеятельности стратегию управления. И путь самоограничения и изоляции, ведущий к адаптивным формам жизнедеятельности и выбору стратегии подавления в качестве основной стратегии жизнедеятельности и педагогического общения.
Работа Л.М. Митиной — и для учителя и про учителя.
Для учителя дается материал просветительского характера (по проблемам педагогической, общей и дифференциальной, социальной психологии, психологии управления), а также методический материал.
Учитель может познакомиться на страницах книги со схемой анализа собственной педагогической деятельности, нетрадиционной формой анализа значимых событий (интересно и нетривиально); определить собственный стиль педагогического руководства, свой творческий потенциал. И даже оценить общий индекс жизненной удовлетворенности.
Значительное место в книге отведено изложению идей гуманистической психологии, представлений о зрелой личности, самооактуализации, описанию эффективного учителя по А. Маслоу и
Р. Бернсу. Несомненно, пытливому учителю, имеющему о психологии весьма приблизительное представление, будет интересно познакомиться с подобной информацией, приложить ее к себе.
Про учителя в книге собран исследовательский и теоретический материал, касающийся факторов его успешности, причин невротизации и стереотипизации, типичные комплексы неполноценности.
Подробно описывается специальная «Методика оценки работы учителя». Она направлена на изучение различных видов компетентностей (способностей) учителя. Особо оговаривается, что она используется психологом-исследователем или школьным психологом, но не самим учителем.
Знакомство с этим материалом может быть интересно школьному администратору, психологу, специалисту, занимающемуся подготовкой и повышением квалификации учителей.
Представляется, что соединение под одной обложкой двух видов информации — про и для учителя — затрудняет определение ее адресата. Школьному психологу знакомство с данной работой может быть интересно с точки зрения организации просветительской работы с педагогами.

Марина БИТЯНОВА