Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2002

АРСЕНАЛ
КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА:
СХЕМЫ И КОММЕНТАРИИ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: СХЕМЫ И КОММЕНТАРИИ

В.Г. Крысько
М.: Владос-пресс, 2001

Если вы изучаете психологию в вузе или на курсах повышения квалификации, то накануне сессии справочник В.Г. Крысько станет для вас бесценным подарком. Особенно если у вас помимо учебы полно других забот и отделаться от экзамена хотелось бы с наименьшими трудозатратами. В аннотации просто и бесхитростно говорится: «Все темы сведены автором до того минимума, знание которого необходимо и достаточно для успешной сдачи экзаменов». Эта оценка вполне справедлива.
В книге представлен вузовский курс психологии (или совмещенный курс психологии и педагогики — кое-где этот предмет преподается и так) в схематическом изложении (в буквальном смысле этого слова). Причем схематизация проведена автором весьма корректно и наглядно, так что пользоваться пособием очень удобно, и в самом деле есть надежда с его помощью заслужить на экзамене положительную оценку у не слишком придирчивого преподавателя.
Беда может случиться, если преподаватель пожелает на экзамене выйти за рамки предлагаемой схемы или хотя бы задать по ее поводу пару дополнительных вопросов. Ведь многие формулировки, которые, по мнению автора, студенту усвоить просто необходимо, довольно спорны и могут вызвать желание их уточнить. Например: «Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики». Сразу ясно, что профессор Крысько начал составление своих схем в очень давние времена, а потом в духе нового времени внес косметическую правку: советская ® российская.
Или возьмем, к примеру, раздел «Этапы развития психологии», представленный соответствующей схемой и снабженный комментарием, уместившимся на одной страничке. В этом комментарии перечислены несколько ключевых фигур истории психологии — Аристотель, Демокрит, Платон, Декарт и др. Психология как самостоятельная наука (конец ХIХ века — наши дни) представлена единственным именем —
Дж. Уотсон. А где, спрашивается, Вундт, с которого, собственно, и началась экспериментальная психология?
Согласно В.Г. Крысько, к основным направлениям зарубежной психологии (схема 1.10) относятся психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, трансперсональная психология. Но почему упомянута именно гештальтпсихология — давно перевернутая страница в истории нашей науки, а унаследовавшая ее традиции когнитивная психология на схеме отсутствует? Насчет трансперсональной психологии — известно ли автору, что даже толерантные американские психологи от своих самозванных «коллег» из трансперсональной тусовки всячески открещиваются, поскольку наукой их изыски не считают?
Такие вопросы возникают почти на каждой странице. И на экзамене, естественно, могут возникнуть. И «поплыл» студент... Так что насчет необходимого и достаточного минимума автор явно преувеличил.
Впрочем, если студент не ограничился предложенным ему схематическим скелетом, а еще хоть что-нибудь почитал, то положение можно спасти. Плохо то, что от него дополнительного чтения вроде бы и не требуется. На обложке буквально написано: «Если вы студент, то вам не нужно будет читать толстые учебники...»
Похоже, на подходе новое поколение «специалистов», которые не удосужились прочитать даже учебник и «прошли» психологию в схематичной версии. Не хочется верить, что автор преследует эту цель, однако именно такое впечатление оставляет знакомство с книгой.

Сергей СТЕПАНОВ